Пресс-центр
Журнал «Складской комплекс» 13 Фев 2007

Формирование единого информационного пространства: интеграция системы управления складом с имеющимися программными продуктами компании

  1. Зачем делается интеграция?
  2. Что с чем интегрируется?
  3. Как интегрируется?
  4. Плюсы и минусы способов интеграции.

1. Основной целью интеграции различных программных решений для предприятия является создание единого информационного пространства между его подразделениями. Как правило, возможность обслужить все бизнес-процессы предприятия силами одной программы существует не всегда. Одно из характерных явлений в жизни развивающихся организаций — потребность в оптимизации бизнес процессов на очередном участке деятельности, как следствие — в подключении к существующей корпоративной информационной системе нового функционального модуля. В соответствии с практикой компании AXELOT рассмотрим процесс интеграции на примере одного из таких функциональных модулей — совместного с фирмой «1С» решения «1С-Логистика:Управление складом» на технологической платформе «1С:Предприятие 8».

2. Число корпоративных систем, интегрируемых с «1С-Логистика:Управление складом» достаточно велико. Это и тиражные продукты семейств «1С:Предприятие 8», «1С:Предприятие 7.7», существующие на российском рынке зарубежные системы, самостоятельные разработки предприятий. Каждая из этих систем требует организации взаимодействия с ней складской системы по основным точкам товародвижения. На практике количество точек соприкосновения систем и сложность интеграции во многом зависит от специфики отрасли предприятия, организации его бизнес-процессов и принципов работы с товаром в корпоративной системе.

Допустим, предприятие имеет в составе складского комплекса производственный участок, где происходит сборка комплектов. Возможны различные варианты интеграции в зависимости от того, как учитывает комплекты корпоративная система и учитывает ли она их в принципе. Допустим, в корпоративной системе отражается факт сборки или разборки комплекта. В этом случае интеграция систем должна будет отразить движение комплектующих и комплектов на всех этапах складского технологического процесса.

При разработке интеграции между системами также важно знать, как в корпоративной системе учитываются единицы измерения товара. Часто в корпоративной системе вся работа ведется в разрезе минимальных единиц — например, штук. В то же время, для складской системы нужно знать остаток товара именно в разрезе всех имеющихся единиц — коробов, ящиков, упаковок и пр. Это позволяет значительно оптимизировать складские операции. Несмотря на возможное расхождение в принципах учета товара, в процессе разработки интеграции должны быть учтены интересы обеих систем.

Несмотря на разнообразие компаний и их специфики, есть несколько основных точек соприкосновения систем, которые должны присутствовать в любой схеме интеграции. К ним можно отнести приемку товара, отбор и отгрузку товара, инвентаризацию (или произвольная сверку остатков).

В процессе разработки интеграции корпоративной системы и системы учета и управления складом можно реализовать еще целый ряд точек соприкосновения, кроме связей, представленных на схеме. Часто бывает необходимо учитывать различные изменения, возникающие в заказах поставщику и счетах, выставленных покупателю. Если изменения происходят уже после того, как на склад было выдано плановое задание на приемку поставки или отбор заказа, то эти корректировки должны быть также учтены и в складской системе. При этом необходимо обращать внимание на нюансы. Например, если операция отбора заказа уже началась, то изменения в заказе, сделанные в корпоративной системе, повлияют не только на работу с документацией, но и, возможно, потребуют возврата уже отобранного товара. Поэтому обычно устанавливается ряд организационных и программных ограничений на изменение документов в корпоративной системе, влияющих на работу склада, что также влияет на интеграцию.

Обязательно стоит отметить задачу интеграции систем по операции отбора. Не всегда технологический процесс выполнения заказа клиента требует наличия в корпоративной системе данных о промежуточных стадиях подготовки заказа. Однако если такое требование выдвигается, то нужно помнить о необходимости серьезной проработки этого вопроса, так как он включает много тонких моментов.

3. Интеграция системы управления складом и корпоративных систем может выполняться различными способами. За время работы компании AXELOT в области автоматизации складов рассматривались следующие способы интеграции с корпоративной базой.

  • Интеграция через механизм OLE, позволяющий корпоративной базе и системе управления складом встраивать или связывать данные, созданные в одной из баз в документ и/или справочник, созданный другой базой.
  • Интеграция посредством использования возможностей SQL.
  • Интеграция по принципу «одного окна», когда функционал корпоративной системы и системы учета и управления складом объединяется в общую информационную базу.
  • Интеграция по принципу обмена файлами между офисом предприятия и складом.

Наибольшее распространение в практике AXELOT получили последние два способа: принцип «одного окна» и файловый обмен. Принцип «одного окна» реализуем, как правило, только в тех случаях, когда корпоративная информационная система создана на платформе «1С:Предприятие 8», поэтому наиболее частым вариантом интеграции является файловый обмен.

Данный способ обладает целым рядом достоинств, не характерных для прочих вариантов интеграции.

  • Универсальность. Практически любые решения на разнородных платформах могут быть взаимосвязаны с помощью файлового обмена. Разнообразие форматов создаваемых и обрабатываемых файлов (TXT, XML, XLS, DBF…)предоставляет обширные возможности для интеграции.
  • Простота реализации. При файловом обмене нет необходимости в наличии специалистов, равно владеющих функционалом обеих интегрируемых баз.
  • Возможность анализа, контроля и сохранения истории интеграции в виде файлов обмена.
  • Безопасность информации в корпоративной базе. Информация поступает в жестко заданном формате через буфер обмена. Это позволяет администратору при загрузке данных четко контролировать, что именно изменяется, не допуская специалистов компании, реализующей проект непосредственно в корпоративную базу, что, например, необходимо при использовании OLE.
  • Наиболее экономичный вариант.

На текущий момент в качестве основного формата передачи данных используется XML. Данный формат обрабатывается столь же быстро, как и «простейший» TXT, и в то же время позволяет структурировать информацию, как прочие «табличные» форматы.

В рамках задачи интеграции системы управления складом с корпоративной системой на первом этапе возникает подзадача синхронизации данных. В зависимости от типа платформы корпоративной системы возможны варианты.

  • Синхронизация по кодам и/или внутренним идентификаторам объектов системы (ID), присваиваемых системой на уровне встроенного языка «1С». Характерно при интеграции систем на платформах «1С:Предприятие 8» и «1С:Предприятие 7.7».
  • Синхронизация по внутренним идентификаторам объектов системы (UUID), присваиваемых системой на уровне платформы «1С:Предприятие 8». Характерно при интеграции систем на платформе «1С:Предприятие 8».
  • В случае необходимости интеграции системы «1С_Логистика:Управление складом» с корпоративной системой, не относящейся к семейству «1С:Предприятие», возможны различные комбинации вариантов в зависимости от возможностей корпоративной системы.

Вопрос безопасности обмена данных при этом, как правило, регулируется специалистами предприятия-заказчика — в зависимости от способа защиты собственной сети и телекоммуникационных каналов связи защищается доступ к данным, передаваемым в результате интеграции систем.

Рассмотрим на примерах применение основных способов интеграции, практикуемых AXELOT. Каждый способ соответствует своей ситуации на предприятии.

Пример 1. Фармацевтическая компания располагает небольшим складом 200 кв.м с широким ассортиментом малогабаритного, визуально однообразного товара. В штате компании — высокопрофессиональные сотрудники, которые одновременно выступают и в роли менеджеров, оформляющих заказ, и в роли кладовщиков, имеющих право работать с таким специфическим продуктом, как лекарства. Склад и офис территориально являются практически одним целым. Здесь наиболее удобным и правильным был выбор «одного окна». В результате было внедрено интегрированное решение, включающее в себя типовые решения «1С:Управление торговлей 8» и «1С-Логистика:Управление складом».

Пример 2. Предприятие — коммерческий склад, оказывающий поклажедателям услуги по хранению, обработке и отгрузке их товара покупателям. Основная задача — обеспечить синхронный с поклажедателем учет товара в разрезе номенклатурных позиций и сроков годности. Предприятие для автоматизации склада выбрало систему «1С-Логистика:Управление складом». Поклажедатель ведет свой учет в информационной системе на базе SAP. Единственный способ получать и передавать информацию о товародвижении между системами на разных платформах — это файловый обмен. В этом случае был реализован способ интеграции, при котором каждая из интегрируемых систем создавала, получала и обрабатывала внешние файлы, содержащие всю необходимую информацию о поступающих, хранимых и отгружаемых товарах. Это позволило синхронизировать остатки в столь разных информационных базах, разнесенных территориально и принадлежащих разным предприятиям.

4. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества способа «одного окна»:

  • общее информационное пространство;
  • меньшие, по сравнению с файловым обменом, затраты на интеграцию.

Недостатки способа «одного окна»:

  • трудность поддержки информационной базы в актуальном состоянии;
  • более сложное разграничение прав доступа к информации;
  • больший объем базы, более высокие требования к серверам.

Преимущества способа файлового обмена:

  • простота поддержки конфигураций в актуальном состоянии;
  • возможность работы удаленных складов;
  • обеспечивается интеграция с любой системой, поддерживающей XML (xls, txt, dbf…).

Недостатки:

  • данные поступают в информационные базы с определенными временными задержками;
  • дополнительные первоначальные затраты на интеграцию.

Решение о выборе того или иного способа интеграции системы автоматизации учета и управления складом должно приниматься, исходя из специфики корпоративной информационной системы, территориального расположения интегрируемых объектов, особенностей бизнес-процессов предприятия, складируемого товара, персонала склада, а также с учетом вышеперечисленных плюсов и минусов каждого способа.

Дарья Любовина, руководитель проектов компании AXELOT

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта