Центр знаний

Специфика внедрения WMS на складе торговой компании

Издание «Склад и Техника», №2, 2008 г.

Какова бы ни была сфера деятельности предприятия, грамотное внедрение WMS (системы управления складом) на нем предполагает сочетание испытанных проектных технологий автоматизации и учета особенностей самого предприятия. Как правило, специфика компаний, занимающихся торговой деятельностью, обуславливает особые подходы к реализации проектов по внедрению WMS. 

Согласно одной из типовых экспертных оценок,  среди предприятий, имеющих склады, 55% приходится на торговые предприятия, 35% — на производственные, и 10% — на предприятия, предоставляющие услуги ответственного хранения. Распределение компаний, обращающихся за услугами автоматизации складов, выглядит несколько иначе (см. диаграмму; за основу взята статистика AXELOT). Как следует из диаграммы, эти услуги более всего востребованы именно торговыми компаниями (51%). Основной причиной такой заинтересованности может быть названо отсутствие излишков площадей, что вынуждает торговые компании увеличивать обороты товара за счет оптимизации бизнес-процессов на имеющихся складах.   

Обращаясь за услугами автоматизации, торговое предприятие рассчитывает решить проблемы разного уровня, в том числе базовые (получение доступа к актуальной информации, минимизация потерь, снижение зависимости от персонала), проблемы, вызванные переездом склада, и проблемы развития складского хозяйства.

Решение базовых проблем для торговых предприятий является даже более актуальной задачей, чем для предприятий-производителей. Возможность получения оперативной информации о состоянии товара на складе чрезвычайно важна при распределении товара по заказам и его резервировании за множеством покупателей. Данные по выработке персонала позволят создать обоснованную систему мотивации, избавиться от недобросовестных сотрудников, значительно снизить или даже полностью устранить злоупотребления кладовщиков. Введение адресного учета товара способствует устранению чрезмерной зависимости от человеческого фактора и оптимизирует отбор. Избавление от пересортицы и ускорение складских операций ведут к снижению числа рекламаций со стороны клиентов, учет по срокам годности устраняет соответствующие потери товаров. Проекты автоматизации, цель которых заключается именно в решении базовых проблем склада, могут быть реализованы в сравнительно небольшие сроки и с относительно скромными затратами.

С задачей переезда склада на новое место торговые компании сталкиваются чаще прочих в виду своей высокой мобильности, а также в связи со сменой или расширением ассортимента, ростом оборотов предприятия. Внедрение системы автоматизации в таких случаях способствует организации переезда с минимальными потерями. Однако следует отметить, что автоматизация в процессе переезда характеризуется рядом особенностей, которые необходимо принимать во внимание. Прежде всего, нужно учитывать, что для обеспечения должной скорости переезда и простоты адаптации на первом этапе следует автоматизировать самые основные операции. Все усовершенствования стоит проводить уже на новом складе.      

Торговые предприятия, ставящие перед собой задачу решить проблемы третьего типа, встречаются на нашем рынке относительно редко. Достижение значительной пропускной способности склада, получение сложной аналитики, автоматизация управленческих операций, таких как планирование и диспетчеризация ресурсов, управление механизированным складским оборудованием — все эти задачи представляются актуальными для крупных, устойчивых предприятий, имеющих собственные хорошо развитые IT и логистические службы и располагающих достаточными ресурсами, в том числе и финансовыми.

Специфика внедрения складских систем автоматизации на торговых предприятиях обусловлена такими их особенностями как большой количественный ассортимент и качественное разнообразие товара, высокая численность поставщиков и покупателей, зависимость от поставщиков в части формата поставок.      

Ассортимент торгового предприятия, принявшего решение о внедрении системы автоматизации склада, чаще всего насчитывает от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч наименований товара. Однако на функциональность проекта автоматизации и на сложность внедрения наибольшее влияние оказывает не размер ассортимента, а наличие товаров с различными весогабаритными характеристиками, условиями хранения, параметрами отгрузки, что обычно и встречается на складах торговых компаний. Перед Исполнителем проекта встает задача автоматизации различных технологий учета товара и управления его перемещением по складу, часто используя нестандартные решения, требующие программного вмешательства в типовые модули системы управления складом.

Большое количество поставщиков и покупателей торговой компании увеличивает интенсивность работы склада, число заказов в единицу времени, число оформляемых документов и позиций в заказе отбираемых товаров, что не может не сказаться на процессе автоматизации. Для системы автоматизации важно не количество кубометров обрабатываемых товаров в единицу времени, а статистика товародвижения в виде количества документов на поступление и отгрузку, количества строк в этих документах, количество мест хранения склада, куда размещается товар и откуда ведется его отбор и т.п. Анализ документооборота имеет основное значение для определения нагрузки на автоматизированную систему и ее производительность на конкретном складе.

В случаях, когда торговому предприятию не удается договориться с поставщиками о едином формате поставок, ему приходится сталкиваться с такими проблемами как неравномерность поставок, нестабильность количества товара в упаковке и на паллете, отсутствие штрихового кода, разный состав информации, зашифрованной в штриховом коде. Все это также находит отражение в специфике внедрения системы управления складом.

Опыт AXELOT свидетельствует о том, что наиболее сложной является автоматизация складов мелкооптовых компаний. Если компания торгует крупным оптом, то внедрение системы управление складом происходит практически по той же схеме, что и на производственных предприятиях. На крупнооптовых складах чаще всего не выделяется зона отбора, товар уходит нераскрытыми паллетами и коробами, число отгрузок в сутки равно нескольким десяткам. Для такого склада бывает вполне достаточно внедрения типовой системы автоматизации с минимальным набором базового функционала, иногда даже cиспользованием бумажной технологии. Подготовительный этап в таких проектах сокращается за счет отсутствия жестких требований к размещению и к выверке весогабаритных характеристик по причине относительно невысокого темпа работы, позволяющего производить размещение товара по факту.      

Во избежание потерь, ошибок и задержек в работе, складам мелкооптовых торговых компаний требуется гораздо большая степень автоматизации в виду более сложного устройства склада и широкого перечня ассортиментных позиций. На таких складах используются разнообразные системы хранения (грузовые и полочные стеллажи, консоли для негабаритного товара, напольное хранение, узкопроходные стеллажи и пр.), производятся сотни отгрузок и десятки поставок в сутки. Здесь присутствует выделенная зона комплектации, которая пополняется по определенным правилам, и зона производства, где ведется работа по формированию комплектов. На мелкооптовом складе товар может отгружаться как паллетами, так и коробами, и поштучно. Соответственно, в каждом случае для сокращения пути кладовщика и ускорения сбора заказов должна работать особая логика операции отбора. При автоматизации подобного склада уже нужен основательный подход к анализу бизнес-процессов и их переложению на «язык системы» с полной автоматизацией планирования операций размещения, пополнения, отбора. Сложность ассортимента (визуальное сходство, наличие сроков годности у части товаров) может потребовать применения тщательно продуманных технологий штрихового кодирования.

Внедрение WMS на складе торговой компании может быть названо творческой задачей, решение которой зависит от множества взаимосвязанных факторов: потребностей предприятия, специфики его работы, наличия смежных складских функций, а также условий внешней среды. Учет указанных особенностей в сочетании с рационально выбранной технологией автоматизации гарантирует успешное завершение проекта в соответствии с запланированными сроками и с оптимальным использованием ресурсов.

Дарья Любовина, руководитель проектов AXELOT

Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму обратной связи.

Наверх