Центр знаний

Ключевые ресурсы проекта автоматизации склада — люди и информация

Журнал «Складской комплекс», №1, 2008 г. // Январь, 2008

Проект автоматизации склада — задача, которую Исполнитель и Заказчик решают всегда общими усилиями. Процесс внедрения можно разделить на множество этапов, в ходе реализации которых изменяются пропорции ответственности сторон за результат. Так, например, Исполнитель целиком и полностью отвечает за разработку внедряемой системы автоматизации, а вот предоставить ему для этого полную и непротиворечивую информацию — задача Заказчика.

Исторически, Заказчик до момента начала проекта обычно недостаточно хорошо представляет себе, что его ждет в процессе, каково его участие в проекте, какова зона ответственности. Несмотря на то, что на начальном этапе всегда оговариваются такие параметры проекта, как стоимость и продолжительность, согласно практике AXELOT часто не учитывается ряд других факторов, необходимых для успешной реализации проекта автоматизации склада.

В первую очередь заказчику необходимо заранее знать, какие потребуются внутренние людские ресурсы в ходе проекта и какая будет нужна информация для того, чтобы правильно настроить систему. Одна из задач исполнителя — помочь заказчику заблаговременно определить состав своих проектных команд, чтобы грамотно спланировать как загрузку персонала, участвующего в проекте, так и поиск новых сотрудников.

Также очень важен тщательный подход и к подготовке данных. Логично, что чем более точные и детальные данные о складе, номенклатуре и принципах товародвижения заказчик в состоянии сообщить исполнителю, тем больше функциональных возможностей предоставит система управления складом. Вопрос «А какая вам нужна от нас информация?» становится нормой еще на самой ранней стадии взаимодействия компаний-партнеров по внедрению.

Чтобы ясно и полно ответить на вопросы своих клиентов о требуемых ресурсах, компанияAXELOTподготовила сводную таблицу, в которой подробно представлены роли проектной команды заказчика, включая функциональные обязанности и требования к обучению (см. таблицу 1).

Таблица 1. Роли персонала заказчика, требующиеся для успешного внедрения системы управления складом

Роль сотрудника

Функции

1.             

Куратор проекта

Стратегическое управление проектом со стороны Заказчика, утверждение ключевых решений по проекту, связанных с изменением состава работ и ресурсами, инициация проекта и его завершение. Участие в управляющем комитете проекта.

2.             

Руководитель проекта со стороны Заказчика

Оперативное управление проектом со стороны Заказчика, в т.ч. организация и управление командой Заказчика, взаимодействие с Исполнителем по всем вопросам, контроль качества работ. Обеспечение выполнения план-графика и бюджета проекта. Ведение документации и участие в управляющем комитете проекта.

3.             

Руководитель склада/складского комплекса

Участие в выработке и утверждении решений проекта, связанных с топологией склада и технологией его работы. Организация работы склада на этапе подготовки, запуска и начального сопровождения. 

4.             

Логист

Участие в выработке и утверждении решений проекта, связанных с топологией склада и технологией его работы. Подготовка и предоставление информации о складе, товаре и технологии работы, необходимой для настройки WMS. 

5.             

Администратор WMS

Поддержка и обучение пользователей системы, параметрическая настройка и перенастройка системы при изменениях топологии и бизнес-процессов, обработка нестандартных ситуаций.

Для выполнения всех вышеперечисленных функций сотрудник с данной ролью должен принимать активное участие во всех работах проекта — от проектирования до начального сопровождения.

6.             

Ключевые сотрудники, обладающие знаниями о складских процессах

Участие в проектировании системы на этапе сбора информации о складских процессах и выработки решений по их автоматизации, а также на этапах тестирования и внедрения системы. Обучение сотрудников склада работе с системой.

7.             

Ключевые сотрудники, обладающие знаниями о ERP

Участие в проектировании системы на этапе постановки задачи на интеграцию WMS и ERP. Участие в постановке задачи на изменение ERP в связи с интеграцией

8.             

ИТ-специалист/программист

Разработка интеграции WMS с ERP со стороны ERP, изменения в ERP, связанные с проектом внедрения WMS. Программная поддержка WMS после завершения проекта.

Для выполнения всех вышеперечисленных функций сотрудник с данной ролью должен принимать участие в этапе разработки и тестирования, а также пройти обучение как ключевой пользователь.

9.             

Системный администратор

Обеспечение технической инфраструктуры проекта. Установка и поддержка серверов, рабочих станций, локальных кабельных и радиосетей, радиооборудования.

10.          

Операторы системы

Работа в системе от момента запуска в промышленную эксплуатацию. Должны пройти обучение на этапе подготовки к запуску. Операторы системы должны ясно представлять себе свое место в новой схеме работы склада и быть мотивированы на успех проекта.

11.          

Сотрудники склада (кладовщики, отборщики, контролеры и пр.)

Работа в системе или по заданиям системы от момента запуска в промышленную эксплуатацию. Должны пройти обучение на этапе подготовки к запуску. Кладовщики и пр. должны ясно себе представлять себе свое место в новой схеме работы склада и быть мотивированы на успех проекта.


Некоторые роли участников проекта могут выполняться одним сотрудником. Так, например, руководитель складского комплекса может выступать и как логист, и как руководитель проекта, и как ключевой сотрудник, носитель знаний о складских процессах. ИТ-специалист/программист способен взять на себя также роль пользователя-администратора WMS и системного администратора.

Для предотвращения рисков проекта важно, чтобы каждая роль выполнялась в соответствии с ее функционалом. По этой причине на роль руководителя проекта, например, не может быть выбран сотрудник с недостаточными полномочиями внутри предприятия. Также не рекомендуется назначать руководителем проекта лицо, не располагающее для этого достаточным временем (а это около 60% занятости на этапе разработки и почти 100% занятости на этапе подготовки и запуска системы).

В следующей таблице представлен первичный перечень логистической информации, необходимой для полноценной настройки WMS-системы, в частности «1С-Логистика: Управление складом» (см. таблицу 2). 

Таблица 2. Информация, требующаяся для внедрения системы управления складом

Информация

Пример/Примечание

1.     Топология

1.1.    План склада и схема расположения стеллажей с типоразмерами и грузоподъемностью секций и ячеек

Требуется схема расположения стеллажей на плане склада. Описание типоразмеров секций (длина, ширина, высота, шаг балок и стоек, количество ячеек (паллетомест))

Если секция стеллажа включает более одного места хранения (ячейки), то те же данные (габариты и грузоподъемность) требуются для ячеек

1.2.    Перечень технологических зон склада и их назначение

Например:

Зона приемки, зона отгрузки, зона упаковка, зона маркировки, зона хранения полных паллет, зона отбора коробок, зона отбора штук и т.п.

1.3.    Правила работы и доступность зон склада для оборудования и сотрудников

Например:

Ячейки нижних ярусов доступны всем кладовщикам с тележками

Ячейки верхних ярусов только штабелерщикам

В зоне ХХ может работать только Иванов

1.4.    Типы носителей товара на складе (типы паллет) и их вместимость в ячейки

Европаллеты размещаются по 3 в типовую секцию грузовых стеллажей

Есть негабаритные паллеты, хранятся на полу без штабелирования

и т.п.

2.     Номенклатура

2.1.    Перечень номенклатурных позиций, хранящихся на складе. Желательно по товарным группам, если таковые имеются

Требуются уникальные коды или артикулы, наименования

Необходима информация о том, какие товары надо учитывать по серийным номерам, партиям, срокам годности пр.

Если есть комплекты, хранимые как комплектующие, то перечень должен включать комплектующие в том числе

2.2.    Единицы хранения номенклатуры с учетом вложенности, весогабаритные характеристики единиц, коэффициенты вложенности

Например:

Штука — Коробка по 10 штук — Паллета по 100 штук

Данные должны быть выверены:

не должно быть нулевых объемов, коэффициентов, вложенности большего в меньшее и т.п.

3.     Штрихкоды единиц хранения товара

Если требуется применять штрихкодирование.

Данные должны быть выверены:

не должно быть одинаковых ШК у разных товаров, не должно быть нечитаемых сканером ШК и т.п.

4.     Распределение товара по складу и принципы грузообработки

4.1.    Правила распределения товаров (паллет, коробок, штук) по зонам склада

1 стеллаж — продукты

2 стеллаж — канцтовары

1 ярус — отбор штуками

2 и выше — коробами и паллетами

И т.п.

4.2.    Правила подпитки зоны отбора из зоны паллетного хранения

4.2.1.Привязка товаров к фиксированным ячейкам в зоне отбора (при фиксированных ячейках отбора)

4.2.2.Привязка товаров к плавающим ячейкам отбора (при плавающих ячейках отбора)

4.2.3.Минимальный остаток в ячейках отбора (условие, при котором выполняется подпитка)

4.2.4.Максимальный остаток в ячейках отбора (уровень запаса, до которого выполняется подпитка)

Салфетки

Минимум — 0

Максимум — 100 пачек (1 паллета)

Для пополнения надо взять в паллетном хранении 1 паллету и спустить в зону штучного отбора салфеток

В зоне штучного отбора для обычных салфеток выделены 5 ячеек отбора (плавающие ячейки),

для декоративных — 1 фиксированная ячейка отбора

5.     Информация об остатках товаров на складе в разрезе ячеек

Требуется к началу запуска системы


Далеко не всегда указанная информация может быть предоставлена заказчиком. Особенно это касается зонирования склада под товар/товарные группы с учетом специфики работы с имеющимися типами единиц хранения товара, а также оптимальных процедур товарообработки. При отсутствии у Заказчика подобной информации, можно получить её в процессе логистического проектирования и оптимизации процессов склада. В AXELOT эти работы выполняются консультантом по складской логистике и включают в себя расчет и/или оптимизацию используемого складского оборудования и бизнес-процессов. Для начала логистического проекта склада требуется информация, представленная в таблице 3. Часть информации не является обязательной и может быть получена в ходе проекта (например, схема расположения стеллажей), а часть является первичной, на основе которой, собственно, и производится расчет (например, статистика товарооборота). 

Таблица 3.Информация, требующаяся для разработки логистического проекта склада 

Информация

Примечания

Обязательная исходная информация или может быть получено в ходе проекта

1.     Характеристика остатков номенклатуры

Перечень номенклатурных позиций, хранящихся на складе. Желательно по товарным группам, если таковые имеются

Единицы хранения номенклатуры с учетом вложенности, весогабаритные характеристики единиц, коэффициенты вложенности

Норматив запаса

Обязательная исходная информация

2.     Характеристика ежедневных поставок/отгрузок

Статистика ежедневных поставок/отгрузок за 2 недели работы в пиковый период в разрезе наименований и документов

Обязательная исходная информация

3.     Статистика поставок/отгрузок/остатков за год

Статистика товародвижения за год работы в разрезе наименований

Обязательная информация при отсутствии данных о нормативах запасов

4.     План склада

Возможен отсканированный чертеж. Не обязательно четко выдерживать масштаб, важнее указать размеры всех помещений (ширина, длина, высота),
а также параметры сетки колонн, ниш, выступов, расположение пожарных кранов и т.п.

Обязательная исходная информация

5.     Схема расположения стеллажей с типоразмерами и грузоподъемностью секций и ячеек

Схема расположения стеллажей на копии плана склада, описание типоразмеров секций (длина, ширина, высота, шаг балок и стоек, количество ячеек (паллетомест))

Может быть получено в ходе ЛП


Дарья Любовина, руководитель проектов компании AXELOT

Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму обратной связи.

Наверх