Центр знаний

Онлайн-сервисы в транспортной логистике: взаимодействие водителей и диспетчеров на новом уровне

Журнал «Логистика», №3 за 2017 год // Март, 2017

Современные технологии и онлайн-сервисы уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня мы не можем представить окружающую реальность без мобильных телефонов, которые позволяют нам не только разговаривать, но и использовать почту, различные мессенджеры и множество приложений, упрощающих нашу жизнь.

Современные тенденции не обошли стороной и транспортную логистику. Высокая конкуренция на рынке транспортно-логистических услуг заставляет компании активно развивать свои сервисы. Качество доставки и высокая скорость реагирования на различные изменения в заказе являются одним из факторов успеха и хорошим преимуществом перед конкурентами. Не последнее место в перечне факторов успеха занимают быстрое получение товара и своевременное предоставление информации о состоянии доставки грузов.

Раньше диспетчер получал информацию о выполнении рейсов или наличии проблем только в тот момент, когда водитель возвращал документы, где была зафиксирована вся информация о доставке: время прохождения точек, отказ от товара в местах выгрузки, расхождения при разгрузке или погрузке товара. Некоторые компании до сих пор используют такой метод получения информации. Поэтому о многих проблемах они узнают постфактум и не могут оперативно изменить ситуацию, что сказывается на качестве доставки: происходят срывы поставок, опоздания к клиентам и пр.

Однако качество доставки значительно возросло с появлением у водителей мобильных телефонов, которые позволяют сообщать диспетчеру о прибытии в точку назначения и о возникших проблемах. Технологическое развитие не стоит на месте, и на смену обычным телефонам пришли смартфоны, а вместе с ними – приложения для водителей, позволяющие сделать еще один шаг к повышению качества услуг. Мобильное приложение для водителей значительно упростило взаимодействие между водителем и диспетчером, а также позволило повысить качество данных для анализа и принятия управленческих решений. 

Рассмотрим основные преимущества использования мобильного приложения.

Телефон как GPS-трекер

Современные мобильные телефоны оборудованы GPS-датчиком, который позволяет отслеживать местоположение водителей во время исполнения рейсов, и это только один из плюсов!

Отслеживая местоположение водителей и координаты точек доставки, с помощью специального приложения можно запретить водителям вносить отметку о начале работ в точке до фактического прибытия машины по адресу. Недобросовестные водители не смогут указывать некорректное время исполнения задач, а диспетчер будет видеть актуальную картину выполнения доставки.


При отклонении водителя от планового маршрута диспетчер будет оповещен об этом, после чего сможет оперативно связаться с водителем и уточнить причину смены маршрута.

Таким образом, благодаря трекингу водитель находится под постоянным контролем, а диспетчер обрабатывает информацию лишь в случае нештатных ситуаций, что позволяет существенно сэкономить его время.

Своевременное получение данных об исполнении задач

Мобильное приложение позволяет фиксировать исполнение задач водителем, таких как, например, осуществление погрузочно-разгрузочных работ. Водитель отмечает в приложении, что было загружено или выгружено из транспортного средства, какие сложности возникли в ходе исполнения задач в точке. Эта информация в онлайн-режиме передается диспетчеру, позволяя ему, в случае необходимости, оперативно реагировать на события.

Кроме информации о погрузке или разгрузке, в мобильном приложении возможно фиксировать исполнение и других задач, которые также требуют контроля, например:

  • Получение и передача документов в точках. Приложение помогает отслеживать полноту комплекта документов, который необходимо передать или получить в точках, а также контролирует качество заполнения этих документов.

  • Инкассация. Водитель может отчитаться в заборе фактической суммы наличных денежных средств в точке посещения. Диспетчер будет в курсе, какую сумму получил водитель, сможет сравнить ее с плановой суммой и, если есть расхождения, сразу уточнить у водителя их причину. При этом обмен информацией происходит в режиме реального времени, а не постфактум, по прибытии водителя на базу.

  • Дополнительные операции в точках: вывоз мусора, подпись документов и прочие операции, которые требуют контроля исполнения со стороны диспетчера.

Использование камеры мобильного телефона

На сегодняшний день каждый смартфон обладает фотокамерой, функционал которой может широко использоваться в мобильных приложениях для водителей. Например, водитель может отчитываться за груз или документы, просто просканировав штрихкод, указанный на них, что сводит на нет возможность ошибки при передаче груза или документа в точке. Система контролирует, какие грузы и документы должны быть сданы в конкретных точках, и при наличии ошибки сообщит водителю, что он пытается загрузить, выгрузить или передать ошибочный груз или документ.

Еще одно преимущество использования камеры в мобильном приложении – это возможность делать фотографии груза в точках погрузки или разгрузки, что позволяет зафиксировать брак при доставке или же, наоборот, зафиксировать, что товар был доставлен в надлежащем виде. При наличии претензий такие фотографии позволят быстро разобраться в ситуации.

Корректировка маршрута во время исполнения рейса

Во время исполнения рейсов часто возникает необходимость скорректировать маршрут следования: добавить дополнительные точки загрузки и выгрузки, назначить дополнительные задачи в точках доставки или отменить доставку в какую-то из точек.

Для этого диспетчеру достаточно скорректировать маршрут в системе, и все изменения отразятся у водителя в приложении. Оповещение об изменении маршрута или наличии новых задач на маршруте придет водителю в режиме реального времени.

Таким образом уменьшается время на взаимодействие между диспетчером и водителем, а водитель точно не забудет про изменения маршрута.

Обмен сообщениями между водителем и диспетчером

Мобильное приложение позволяет в режиме реального времени обмениваться сообщениями между водителем и диспетчером. При этом водитель может использовать шаблонные сообщения или писать их в произвольной форме. В свою очередь, диспетчер, получив запрос от водителя, может оперативно отправить ему набор инструкций или дополнительную информацию. Вся переписка водителя и диспетчера сохраняется в системе и может быть использована для анализа в дальнейшем.

Гибкость настройки работы с приложением

Для разных категорий водителей и перевозчиков могут быть заданы свои настройки исполнения задач на мобильном клиенте: возможность пропуска точек на маршруте, необходимость сделать фотографии в точках, запрет исполнения задач вне точек посещения и пр. При этом разные ограничения могут действовать как для конкретных водителей, так и для конкретных адресов посещения, что позволяет гибко выстраивать процесс доставки и минимизирует возможное негативное вмешательство сторонних лиц в исполнение рейса.

Построение маршрутов в приложении с учетом текущей дорожной обстановки

Еще один из плюсов использования мобильного приложения для водителя – возможность построить маршрут следования до точки с учетом текущей дорожной обстановки. Достаточно одного нажатия, чтобы приложение построило маршрут с учетом пробок, ремонта дорог, аварий и пр. Такой функционал позволяет осуществлять доставку в срок и максимально оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации. 


Все перечисленные преимущества использования мобильного приложения для осуществления доставки помогают вывести качество услуг на совершенно новый уровень: снизить количество срывов сроков доставки, получать актуальную информацию для анализа и принятия необходимых управленческих решений в режиме онлайн, а также повысить контроль над исполнителями рейсов.

Использование мобильных приложений в современной транспортной логистике помогает существенно сократить длительность взаимодействия между водителем и диспетчером, что, в свою очередь, позволяет контролировать большее число водителей, не снижая при этом качество самого контроля.

Мария Чевордаева,
руководитель отдела автоматизации транспортной логистики, AXELOT

Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму обратной связи.

Наверх