Центр знаний

Онлайн-сервисы в транспортной логистике: взаимодействие водителей и диспетчеров на новом уровне

Журнал «Логистика», №3 за 2017 год // Март, 2017

Современные технологии и онлайн-сервисы уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня мы не можем представить окружающую реальность без мобильных телефонов, которые позволяют нам не только разговаривать, но и использовать почту, различные мессенджеры и множество приложений, упрощающих нашу жизнь.

Современные тенденции не обошли стороной и транспортную логистику. Высокая конкуренция на рынке транспортно-логистических услуг заставляет компании активно развивать свои сервисы. Качество доставки и высокая скорость реагирования на различные изменения в заказе являются одним из факторов успеха и хорошим преимуществом перед конкурентами. Не последнее место в перечне факторов успеха занимают быстрое получение товара и своевременное предоставление информации о состоянии доставки грузов.

Раньше диспетчер получал информацию о выполнении рейсов или наличии проблем только в тот момент, когда водитель возвращал документы, где была зафиксирована вся информация о доставке: время прохождения точек, отказ от товара в местах выгрузки, расхождения при разгрузке или погрузке товара. Некоторые компании до сих пор используют такой метод получения информации. Поэтому о многих проблемах они узнают постфактум и не могут оперативно изменить ситуацию, что сказывается на качестве доставки: происходят срывы поставок, опоздания к клиентам и пр.

Однако качество доставки значительно возросло с появлением у водителей мобильных телефонов, которые позволяют сообщать диспетчеру о прибытии в точку назначения и о возникших проблемах. Технологическое развитие не стоит на месте, и на смену обычным телефонам пришли смартфоны, а вместе с ними – приложения для водителей, позволяющие сделать еще один шаг к повышению качества услуг. Мобильное приложение для водителей значительно упростило взаимодействие между водителем и диспетчером, а также позволило повысить качество данных для анализа и принятия управленческих решений. 

Рассмотрим основные преимущества использования мобильного приложения.

Телефон как GPS-трекер

Современные мобильные телефоны оборудованы GPS-датчиком, который позволяет отслеживать местоположение водителей во время исполнения рейсов, и это только один из плюсов!

Отслеживая местоположение водителей и координаты точек доставки, с помощью специального приложения можно запретить водителям вносить отметку о начале работ в точке до фактического прибытия машины по адресу. Недобросовестные водители не смогут указывать некорректное время исполнения задач, а диспетчер будет видеть актуальную картину выполнения доставки.


При отклонении водителя от планового маршрута диспетчер будет оповещен об этом, после чего сможет оперативно связаться с водителем и уточнить причину смены маршрута.

Таким образом, благодаря трекингу водитель находится под постоянным контролем, а диспетчер обрабатывает информацию лишь в случае нештатных ситуаций, что позволяет существенно сэкономить его время.

Своевременное получение данных об исполнении задач

Мобильное приложение позволяет фиксировать исполнение задач водителем, таких как, например, осуществление погрузочно-разгрузочных работ. Водитель отмечает в приложении, что было загружено или выгружено из транспортного средства, какие сложности возникли в ходе исполнения задач в точке. Эта информация в онлайн-режиме передается диспетчеру, позволяя ему, в случае необходимости, оперативно реагировать на события.

Кроме информации о погрузке или разгрузке, в мобильном приложении возможно фиксировать исполнение и других задач, которые также требуют контроля, например:

  • Получение и передача документов в точках. Приложение помогает отслеживать полноту комплекта документов, который необходимо передать или получить в точках, а также контролирует качество заполнения этих документов.

  • Инкассация. Водитель может отчитаться в заборе фактической суммы наличных денежных средств в точке посещения. Диспетчер будет в курсе, какую сумму получил водитель, сможет сравнить ее с плановой суммой и, если есть расхождения, сразу уточнить у водителя их причину. При этом обмен информацией происходит в режиме реального времени, а не постфактум, по прибытии водителя на базу.

  • Дополнительные операции в точках: вывоз мусора, подпись документов и прочие операции, которые требуют контроля исполнения со стороны диспетчера.

Использование камеры мобильного телефона

На сегодняшний день каждый смартфон обладает фотокамерой, функционал которой может широко использоваться в мобильных приложениях для водителей. Например, водитель может отчитываться за груз или документы, просто просканировав штрихкод, указанный на них, что сводит на нет возможность ошибки при передаче груза или документа в точке. Система контролирует, какие грузы и документы должны быть сданы в конкретных точках, и при наличии ошибки сообщит водителю, что он пытается загрузить, выгрузить или передать ошибочный груз или документ.

Еще одно преимущество использования камеры в мобильном приложении – это возможность делать фотографии груза в точках погрузки или разгрузки, что позволяет зафиксировать брак при доставке или же, наоборот, зафиксировать, что товар был доставлен в надлежащем виде. При наличии претензий такие фотографии позволят быстро разобраться в ситуации.

Корректировка маршрута во время исполнения рейса

Во время исполнения рейсов часто возникает необходимость скорректировать маршрут следования: добавить дополнительные точки загрузки и выгрузки, назначить дополнительные задачи в точках доставки или отменить доставку в какую-то из точек.

Для этого диспетчеру достаточно скорректировать маршрут в системе, и все изменения отразятся у водителя в приложении. Оповещение об изменении маршрута или наличии новых задач на маршруте придет водителю в режиме реального времени.

Таким образом уменьшается время на взаимодействие между диспетчером и водителем, а водитель точно не забудет про изменения маршрута.

Обмен сообщениями между водителем и диспетчером

Мобильное приложение позволяет в режиме реального времени обмениваться сообщениями между водителем и диспетчером. При этом водитель может использовать шаблонные сообщения или писать их в произвольной форме. В свою очередь, диспетчер, получив запрос от водителя, может оперативно отправить ему набор инструкций или дополнительную информацию. Вся переписка водителя и диспетчера сохраняется в системе и может быть использована для анализа в дальнейшем.

Гибкость настройки работы с приложением

Для разных категорий водителей и перевозчиков могут быть заданы свои настройки исполнения задач на мобильном клиенте: возможность пропуска точек на маршруте, необходимость сделать фотографии в точках, запрет исполнения задач вне точек посещения и пр. При этом разные ограничения могут действовать как для конкретных водителей, так и для конкретных адресов посещения, что позволяет гибко выстраивать процесс доставки и минимизирует возможное негативное вмешательство сторонних лиц в исполнение рейса.

Построение маршрутов в приложении с учетом текущей дорожной обстановки

Еще один из плюсов использования мобильного приложения для водителя – возможность построить маршрут следования до точки с учетом текущей дорожной обстановки. Достаточно одного нажатия, чтобы приложение построило маршрут с учетом пробок, ремонта дорог, аварий и пр. Такой функционал позволяет осуществлять доставку в срок и максимально оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации. 


Все перечисленные преимущества использования мобильного приложения для осуществления доставки помогают вывести качество услуг на совершенно новый уровень: снизить количество срывов сроков доставки, получать актуальную информацию для анализа и принятия необходимых управленческих решений в режиме онлайн, а также повысить контроль над исполнителями рейсов.

Использование мобильных приложений в современной транспортной логистике помогает существенно сократить длительность взаимодействия между водителем и диспетчером, что, в свою очередь, позволяет контролировать большее число водителей, не снижая при этом качество самого контроля.

Мария Чевордаева,
руководитель отдела автоматизации транспортной логистики, AXELOT

Обратная связь

Наверх