Пресс-центр
Журнал «Логистика», №12 за 2020 год 31 Дек 2020

Интервью с генеральным директором AXELOT Алексеем Тимашовым: «Драйверы спроса на автоматизацию складов сохраняются»

Пандемия Covid-19 повлияла на работу многих компаний как в худшую, так и в лучшую сторону. Компания AXELOT, известная своими ИТ-разработками в области оптимизации процессов складской и транспортной логистики, перестроилась к работе в новых условиях и продолжает трудиться с неизменным ростом. Сегодня с генеральным директором AXELOT Алексеем Тимашовым мы обсуждаем жизнь компании и перспективы отрасли в эпоху коронавируса.

– Алексей, здравствуйте! Задаем, пожалуй, самый волнующий вопрос, связанный с Covid-19. Как пандемия повлияла на работу компании, как вы подстроились под новые условия?

– Конечно, пандемия повлияла на компанию очень сильно. Пришлось пересмотреть многие взгляды и подходы. Например, еще весной нам пришлось кардинально менять графики сотрудников, чтобы минимизировать риски их заражения. Мы экстренно подготовили инфраструктуру к высокой нагрузке из-за удаленных подключений к серверам по причине работы из дома. Кроме того, пришлось учесть интересы тех сотрудников, которые по разным причинам не могли спокойно и комфортно работать из дома.

Удаленная работа сказалась на коммуникации. Не всегда встречи проходят по запланированному сценарию, а спорить по скайпу неудобно, особенно если к беседе подключены множество участников. Все столкнулись с необходимостью принимать решения удаленно. Это непривычно, если речь идет о проекте стоимостью в миллионы рублей.

В целом остались сложности с планированием – трудно предсказать так называемые волны пандемии, не понятно, насколько сильные ограничения возможны и когда все закончится, поэтому нам пришлось подстраивать свои бизнес-процессы под имеющиеся реалии. Производственные подразделения компании и отделы продаж и так работают в гибридном режиме (клиент или офис, или работа в командировке), во вторую волну коронавируса мы добавили несколько правил, касающихся работы из дома. ИТ-инфраструктуру, как я уже говорил, переориентировали на удаленную работу. По сути, провели ревизию того, что уже имели на весну 2020 г., к началу пандемии. Сэкономленные на дороге в офис часы посвятили циклу образовательных онлайн-конференций. Очевидно, что такая активность является типовой для ИТ-компании, но в период удаленки появилась возможность дать шанс выступить почти каждому сотруднику компании.

Если подытожить, то компания была готова стабильно работать в таком режиме и обстоятельствах. Несмотря на все сложности и ограничения в условиях пандемии, мы выросли как по обороту, так и по численности персонала.

– Как происходит взаимодействие с заказчиками в период ограничений?

– Клиенты осторожны в вопросах очного общения, и в сложившихся условиях это совершенно понятно. Однако у нас появляются дополнительные сложности, ведь есть ряд работ, выполнить которые удаленно не так просто. Сегодня мы заранее договариваемся с клиентами, что будем делать в случае запретов на визиты – иными словами, более тщательно готовим «дорожную карту». Это значительно сократило количество недопониманий. С вялотекущих проектов мы перераспределили сотрудников на проекты, находящиеся в стадиях, требующих усиления проектной команды, например на этапах разработки и тестирования. Конечно, мобильность персонала между рабочими группами была в компании всегда, но сейчас мы уделили этому вопросу особое внимание, при этом в приоритете именно проектная утилизация, а не прибыльность. Также ввели новые процедуры оценки состояния проектов – возможность взглянуть глазами нескольких экспертов на ситуацию у клиента в период таких изменений стала регулярным мероприятием.

Основные проблемы создали внезапные ограничения на перемещения как региональные, так и внутренние клиентские, которые могут приостановить работу на проекте в самый неподходящий момент. Безусловно, мы готовы и 10 дней просидеть в гостинице в областном центре, и сдать тест на коронавирус, и прилететь в место назначения сложным маршрутом через Турцию, и попробовать в VR-очках поддержать клиентского администратора. Но в случае с жестким запретом на визиты и встречи ситуация объективно становится непростой. Я склоняюсь к тому, что выбранная стратегия чередующихся ограничений и смягчений – это абсолютно правильный подход, применяемый регуляторами.

– Как вы охарактеризуете спрос на WMS в 2020 г., какие тенденции в отрасли, на ваш взгляд, получат свое развитие в дальнейшем?

– Несмотря на пандемию, драйверы спроса на автоматизацию складов, которые были известны в конце 2019 г., никуда не делись. Отрасли, участвующие в проектах «Честного знака», по-прежнему заинтересованы в функционале для работы с контрольными идентификационными знаками (КИЗ). В 2020 г. здесь особенно выделились производители фармацевтической продукции и средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Еще активнее развивается торговля через Интернет, причем речь идет как о поиске еще одного собственного канала продаж для традиционных отраслей, так и необходимости встраиваться в новые логистические цепочки маркетплейсов. Никуда не делись продуктовые санкции, и выгодоприобретателями от них в первую очередь стали структуры агропромышленного комплекса (АПК) и продавцы продуктов питания. А крупные компании и лидеры своих отраслей всерьез задумываются о роботизации.

По перечисленным драйверам потребности в качественно другом уровне автоматизации, на мой взгляд, будут только усиливаться. Например, по некоторым оценкам ограничения на туристические перемещения привели к увеличению внутреннего спроса на продукты питания в отдельных категориях до 10–15% от прошлогоднего уровня. Кроме того, сэкономленные на отпусках денежные средства уже сейчас начали проявляться взрывным ростом в сегментах дорогих гаджетов и бытовой техники.

Более того, очевидно, что теперь на автоматизацию операций сейчас смотрят не только с точки зрения экономии и скорости выполнения, но и с учетом снижения рисков от угроз пандемии.

Мы не можем пока утверждать точно, но есть ощущение, что на рынке копится отложенный спрос, который после нормализации ситуации может повысить нагрузку на ту же розничную торговлю одеждой настолько, что без современной системы управления складом не обойтись.

– Изменились ли планы развития компании в связи с пандемией?

– В условиях существующих неопределенностей планетарного масштаба планы, к сожалению, стали более краткосрочными. Но на тактическом уровне мы понимаем, что наши действия должны снижать влияние существующих рисков на операционную деятельность.

Например, сейчас мы стараемся искать новых сотрудников в тех регионах, где у нас больше проектных активностей, чтобы не оказаться запертыми в Москве и Подмосковье в случае возможных жестких ограничительных мер. Мы распределяем административные функции не только по офисам, но и по регионам, чтобы не получилось так, что целый отдел ушел на больничный. На новых рынках, например в Восточной Европе, мы вступаем в партнерство с локальными игроками, межгосударственные границы привычно закрываются максимально быстро и надолго.

Параллельно с этими процессами мы оптимизируем варианты проектной методологии таким образом, чтобы исключить многочасовые дебаты об особенностях второстепенных бизнес-процессов. Традиционно продолжаем развивать наши продукты, добавив к долгосрочным планам их разработки выпуск функциональности, актуальной для бизнеса в текущий момент. Ну и, конечно, улучшаем то, что у нас уже имеется.

– Спасибо за интервью!

Алексей Тимашов, генеральный директор, AXELOT

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта