Конфигурация «AXELOT:TMS Управление транспортом и перевозками» представляет набор из четырех модулей, предназначенных для автоматизации различных сфер транспортной логистики:
Заявка на перевозку груза создается на основании требования клиента перевезти груз из начальной точки в конечную.
В заявке указываются все важные для перевозки параметры:
На основании Заявки на перевозку груза создаются Задания на перевозку. На основании Задания на перевозку строится вся внутренняя работа по перевозке: планируются рейсы, назначаются транспортные средства, отслеживается выполнение перевозки. Также в рамках задания на перевозку могут быть рассчитаны плановые затраты по заданию.
На основании одной Заявки на перевозку может быть создано несколько Заданий на перевозку. Это требуется в следующих случаях:
В процессе перевозки груза заявкам и заданиям на перевозку присваиваются статусы, соответствующие их текущему состоянию: «к выполнению», «включено в рейс», «выполняется», «выполнено», «выполнено частично», «отказ», «отменено».
Статусы могут присваиваться в автоматическом или полуавтоматическом режиме при использовании подсистем спутникового мониторинга и Android-клиента для водителей.
Планирование рейсов может выполняться в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. Для отображения точек на карте и для автоматического планирования требуется подключение к картографическому сервису. Картографический сервис не входит в поставку «AXELOT: TMS Управление транспортом и перевозками» и приобретается отдельно. В настоящее время «AXELOT: TMS» поддерживает работу с картографическим сервисом СитиГИД.
Планирование рейсов выполняется в три шага:
Геокодирование адресов – это привязка адреса к конкретной точке на карте. Геокодирование необходимо для отображения точки на карте и автоматического планирования рейсов. Задания на перевозку с непривязанными адресами в автоматическом планировании рейсов не участвуют. Геокодирование может быть выполнено автоматически или вручную. Ручной режим геокодирования используется, если адрес в заявке указан неправильно или неполно или такого адреса просто не существует.
Далее осуществляется выбор транспортных средств (ТС) или типов транспортных средств, которые будут участвовать в планировании.
При выборе конкретных транспортных средств можно руководствоваться графиком их доступности, отображаемым в системе в виде диаграммы Ганта. Если конкретные транспортные средства неизвестны, то могут быть указаны только их типы и доступное количество.
После выбора ТС выполняется автоматическое или ручное планирование рейсов. После автоматического планирования логист может проверить правильность решения задачи маршрутизации и перераспределить задания между рейсами в случае необходимости.
Также можно проверить и изменить последовательность заданий внутри рейса с учетом, например, временных окон или других особенностей перевозки.
Также можно посмотреть загрузку транспортного средства в динамике в процессе выполнения рейса. Это может быть полезно в случае дозагрузки транспортного средства на одной из точек.
В процессе перевозки сформированным рейсам присваиваются статусы, соответствующие их текущему состоянию: «новый», «к планированию ТС», «сформированы заявки на ТС», «назначено ТС», «к выполнению», «выполняется», «выполнен», «выполнен частично», «отменен», «завершен».
Статусы могут присваиваться в автоматическом или полуавтоматическом режиме при использовании подсистем спутникового мониторинга и Android-клиента для водителей.
При вводе заявки на перевозку может быть определен состав и стоимость услуг перевозки и стоимость дополнительных услуг, оказываемых клиенту в рамках этой перевозки. В системе существует гибкий механизм задания тарифов, по которым рассчитывается стоимость услуг. Информация о стоимости услуг фиксируется в заявке на перевозку груза.
Расчет стоимости услуг может базироваться на многих показателях: весогабаритные параметры груза, расстояние от начального до конечного пункта, время перевозки, режимы перевозки и т.п. Также могут быть заданы произвольные формулы, базирующиеся на этих показателях, и табличные функции для диапазонов значений показателей.
В системе существует возможность управления перевозками, выполняемыми не только собственными, но и сторонними силами. Во всех процессах планирования, описанных выше, могут быть выбраны транспортные средства, предоставляемые сторонним перевозчиком. Информация о перевозчике и о стоимости перевозки хранится в рейсе.
Если перевозчик заранее не известен, то существует возможность проведения тендеров.
Тендер состоит из следующих этапов:
В заявке на ТС указываются все параметры, необходимые для выбора конкретного транспортного средства для выполнения рейса.
Заявки на ТС могут формироваться групповым способом с автоматической рассылкой указанным компания-перевозчикам на электронный адрес.
Ввод коммерческих предложений может производиться перевозчиками самостоятельно на специальном тендерном портале.
Диспетчер выбирает наиболее выгодное предложение, и на адрес электронной почты победителя тендера высылается соответствующее уведомление. Проигравшие перевозчики также получают сообщение о результатах тендера по электронной почте.
После того как рейсы спланированы и готовы к исполнению, в системе ведется контроль их исполнения в реальном времени.
В рамках данного процесса контролируется прохождение точек маршрута, входящих в рейс в разрезе каждого груза.
Для каждой точки маршрута можно указать время прибытия и убытия, успешность выполнения задания, фактические дополнительные операции на точке. Также фиксируются проблемы, возникшие на точке (например, клиент отказался, опоздал к намеченному времени и т.п.). По каждому типу проблем указывается стратегия реагирования: например, отменить задание или спланировать повторную доставку.
Информация о точках маршрута отображается в виде дерева в последовательности, соответствующей плановому порядку объезда адресов. Актуальное состояние точки маршрута идентифицируется соответствующим цветом: зеленый – точка успешно пройдена, красный – прохождение точки не завершено (с возможностью указания возникшей проблемы), бежевый – данные о состоянии прохождения точки ожидают ввода.
Информация в реальном времени может заполняться как оператором, так и получаться автоматически из подсистемы спутникового мониторинга и/или через Android-клиент водителя.
В системе ведутся плановые и фактические затраты. Это могут быть как затраты, относящиеся к какому-то конкретному рейсу, так и затраты, относящиеся ко многим рейсам или к какому-то определенному временному периоду (к таким затратам можно отнести, например, аренду гаража, зарплату водителя, техническое обслуживание автомобиля и т.п.).
Плановые затраты, относящиеся к рейсу, фиксируются непосредственно в рейсе. Расчет плановых затрат производится с помощью механизмов, аналогичных расчету стоимости услуг для клиентов, и базируется на параметрах рейса. Расчет плановых затрат на ГСМ может производиться с использованием механизма Путевых листов и наследоваться в рейс.
Плановые затраты, не относящиеся к рейсу, фиксируются отдельно.
Для каждой статьи затрат указывается способ ее распределения по заданиям на перевозку. Такое распределение требуется для анализа доходности в разрезе каждого задания/заявки на перевозку. Затраты по рейсу можно распределять по заявкам пропорционально многим параметрам: времени, расстоянию, массе, объему, оценочной стоимости груза, а также любой произвольной формуле.
В системе реализована возможность мониторинга транспорта с помощью ГЛОНАСС/GPS-трекеров, установленных на транспортных средствах. Для получения информации с трекеров необходимо подключение к телеметрическому сервису. Телеметрический сервис не входит в поставку «AXELOT: TMS Управление транспортом и перевозками» и приобретается отдельно. В настоящий момент решение AXELOT поддерживает телеметрический сервис, разработанный компанией ITOB.
В системе возможен как онлайн-мониторинг и визуализация данных, полученных с трекеров в реальном времени, так и просмотр исторических данных по каждому транспортному средству.
В системе может быть настроен мониторинг любого количества датчиков разного типа, а также мониторинг событий, происходящих во время перевозки, на которые требуется реагировать соответствующим образом.
Существует возможность оповещения о тех или иных событиях, например, оповещение при сливе топлива, стоянке, отклонении от маршрута, превышении скорости, опоздании в точку и т.п.
На основании данных с трекеров в подсистеме учета ГСМ могут быть автоматически заполнены данные о заправках и сливах ГСМ, пробеге транспортного средства, моточасах и другая необходимая информация.
Android-клиент для водителей предназначен для автоматизации работы водителей в процессе перевозки и отчетности о проделанной работе. Однако он также может использоваться в качестве альтернативы спутниковому мониторингу в части передачи информации о местонахождении транспортного средства.
Android-клиент для водителей может быть установлен на планшет или смартфон с ОС Android с GPS и GSM-модулями. Android-клиент поддерживает онлайн-взаимодействие с системой «AXELOT: TMS Управление транспортом и перевозками», поэтому вся информация обновляется в режиме реального времени.
Возможности Android-клиента:
Лицензии для Android-клиента для водителей не входят в основную поставку «AXELOT: TMS Управление транспортом и перевозками» и приобретаются отдельно.
В системе ведется список собственных транспортных средств (ТС) и их параметров.
Для каждого ТС указывается график работы, в соответствии с которым это ТС может быть запланировано в рейсы.
Назначение конкретных ТС на рейсы выполняется как в процессе планирования рейсов, так и на следующих этапах. Выбор момента для назначения ТС зависит от того, в какой момент принимается решение об исполнителе перевозки.
Последующее назначение ТС на рейсы может быть выполнено в автоматическом или ручном режиме.
Для каждого рейса предлагается конкретное транспортное средство, которое максимально полно подходит по параметрам: весогабаритные характеристики груза, график работы и т.п.
В системе ведется учет различных видов ГСМ: топливо, омывающие, охлаждающие жидкости и т.д. Для каждого типа транспортного средства могут быть заполнены свои нормы расхода ГСМ согласно заданной формуле расчета. Расходы на ГСМ учитываются в дальнейшем при формировании аналитики по общим затратам на перевозку.
Для контроля изменения остатков ГСМ в конкурентном транспортном средстве предусмотрена функциональность Заправок/Сливов топлива. Заправки топлива в системе могут регламентироваться соглашением с Партнером – АЗС. При этом возможна привязка к конкретным топливным картам, которые выдаются либо на транспортное средство, либо на водителя ТС.
В системе может храниться информация о шинах, узлах и агрегатах, используемых на предприятии, а также их типах.
Использование конкретных типов шин, узлов и агрегатов задается для каждой модели ТС.
Для ведения складского учета в системе используются документы Поступление агрегатов, Списание агрегатов, Перемещение агрегатов между складами.
Существует возможность проведения анализа текущего состояния остаточных ресурсов шин, узлов и агрегатов с помощью функциональности отчетов системы.
Для учета ГСМ в системе могут вестись Путевые листы, в которых содержатся данные по расходу ГСМ, заправках и сливах ГСМ, о начальном и конечном пробеге, моточасах. Путевой лист может заполняться автоматически на основании данных от соответствующих датчиков.
В процессе работы Путевой лист может находиться в различных состояниях, которые определяются установленным статусом документа:
Вместе с Путевым листом в рейс могут быть выданы такие сопроводительные документы, как доверенность и маршрутный лист.
При заполнении путевого листа нормы расхода ГСМ рассчитывается согласно распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 14.05.2014) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
Информация о начальном и конечном пробеге, моточасах заполняется вручную, либо может быть заполнена по данным трекеров при использовании функциональности спутникового мониторинга.
Заправки и сливы ГСМ также учитываются в путевом листе. Факты заправок и сливов также могут быть верифицированы по данным трекеров при использовании функциональности спутникового мониторинга при наличии соответствующих датчиков.
В системе ведется планирование и учет планового ТО и ремонтов. В рамках планового ТО и ремонтов могут быть выполнены также операции установки/замены шин или установки/замены дополнительного оборудования, установленного на транспортном средстве.
По каждому транспортному средству фиксируется его статус: свободен, в рейсе, в ремонте.
Для каждой модели транспортного средства задается график технического обслуживания. В соответствии с этим графиком система предупреждает о скором наступлении необходимости технического обслуживания.
Планирование ремонтов выполняется в разрезе цехов (мест ремонта) в интерактивном режиме. Цветами выделяются запланированные ремонты (желтый), начатые ремонты (зеленый) и завершенные ремонты (бежевый).
Вся информация о ремонтах фиксируется в документе «Ремонт (ТО) транспортного средства»:
Затраты на ремонт и техническое обслуживание могут быть распределены в соответствии с заданными правилами распределения для указанных статей затрат.
В системе реализован учет документов транспортных средств и водителей, таких как, например, водительские удостоверения, паспорта, страховки и т.д.
Для каждого документа указывается партнер, получивший документ, тип документа, серия и номер документа, кем выдан и дата выдачи.
Для каждого документа могут быть присоединены файлы сканов документов и прочие аналогичные файлы.
В системе контролируется необходимость продления сроков действия документов. Предусмотрен набор предупреждений и оповещений о сроке истечения документов Диспетчеру.
Непосредственно в списке документов может осуществляться визуальный контроль окончания срока действия документа при помощи пиктограмм:
Зеленым маркером выделяются действующие документы, красным – просроченные, желтым – срок действия которых истекает через указанное в типе документа количество дней.
В системе существует гибкий алгоритм формирования аналитической отчетности, которая может быть представлена в виде табличных документов, диаграмм и карт. При этом многие настройки отчетов могут быть выполнены в пользовательском режиме. Также в системе реализованы удобные инструменты для задания и контроля ключевых показателей эффективности (KPI).
Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму