AXELOT TMS – система управления транспортной логистикой (Transportation Management System)
AXELOT TMS предназначена для комплексной автоматизации процессов управления перевозками и транспортным парком. AXELOT TMS является компонентом комплексной платформы управления цепочками поставок AXELOT SCM и бесшовно взаимодействует с другими компонентами платформы в реальном времени. AXELOT TMS может внедряться как отдельно, так и совместно с другими компонентами платформы AXELOT SCM.
- Картография. AXELOT TMS поддерживает взаимодействие с различными картографическими сервисами (HERE Maps, AXELOT Maps, Яндекс.Карты) для определения географических координат адресов, отображения заявок, рейсов и транспортных средств на карте и интерактивной работы с данными на карте. Картографические сервисы доступны к подключению как отдельные дополнительные компоненты решения и не входят в базовую поставку AXELOT TMS.
- Маршрутизация. AXELOT TMS поддерживает автоматическое массовое планирование маршрутов и распределение заказов по исполнителям с использованием как встроенных оптимизаторов, дополнительное лицензирование которых, не требуется, так и с использованием различных внешних подключаемых сервисов планирования. При автоматической маршрутизации учитывается большое количество параметров и ограничений: весогабаритные характеристики грузов, временные окна доставки, совместимость грузов между собой, доступность транспортных средств и многое другое. Сервисы маршрутизации доступны к подключению как отдельные дополнительные компоненты решения и не входят в базовую поставку AXELOT TMS.
- Управление парком. AXELOT TMS включает модуль управления собственным парком транспортных средств, который полностью покрывает функционал специализированных систем класса FMS (Fleet Management System): управление заявками на ТС, диспетчеризация ТС, учет ГСМ, оформление Путевых листов, контроль состояния ТС, планирование и выполнение технического обслуживания, учет шин и агрегатов, контроль состояния документов на ТС и водителей, учет прямых и косвенных затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией собственного парка. Управление транспортным парком входит в базовую поставку AXELOT TMS.
- Мобильный клиент для водителей. Для управления работой водителей и экспедиторов в реальном времени в AXELOT TMS предусмотрено использование специально разработанного Мобильного Android-клиента, который устанавливается на планшет или смартфон с ОС Android с GPS и GSM-модулями и кроме событийного взаимодействия с водителем может использоваться в качестве альтернативы спутниковому мониторингу в части передачи информации о местонахождении транспортного средства.
- Спутниковый мониторинг. В AXELOT TMS реализована возможность спутникового мониторинга транспорта с помощью ГЛОНАСС/GPS-трекеров, установленных на транспортных средствах и подключенных к телеметрическому сервису. Телеметрический сервис не входит в базовую поставку AXELOT TMS и приобретается отдельно. Спутниковый мониторинг в AXELOT TMS поддерживает ряд телеметрических сервисов и настраивается индивидуально в зависимости от поставляемых форматов данных.
Функциональные подсистемы
AXELOT TMS состоит из следующих функциональных подсистем:

- Управление мастер-данными. Ведение всех необходимых справочных данных для поддержки процессов управления перевозками. Ведение справочников номенклатурных позиций, типов упаковок. Ведение справочников для описания транспортной сети: адресов и геоданных объектов транспортной инфраструктуры, складов, грузоотправителей и грузополучателей, маршрутов и направлений перевозок. Возможно получение справочных данных по интеграции из учетной системы.
- Управление контрагентами, соглашениями и тарифами. Ведение справочника транспортных компаний (для покупки транспортных услуг) / клиентов (для продажи транспортных услуг), а также связанных справочников тарифных соглашений, сервисных времен по направлениям перевозок, тарифов и расчетных тарифных таблиц.
- Управление заявками на перевозку. Получение и обновление по интеграции из учетной системы всех видов заказов, требующих транспортировки (для покупки транспортных услуг), применение шаблонов заказов, проверка и геокодирование адресов, расчет массы/объема груза по заказу и обновление состава заказав данными о фактических грузовых местах из складской системы. Регистрация и обработка запросов от клиентов, получение заказов от клиентов по различным каналам и расчет плановой стоимости по клиентским тарифным сеткам (для продажи транспортных услуг).
- Планирование и тарификация перевозок. Консолидация и планирование заявок с учетом совместимости, временных окон и географических зон, подбор и оптимизация загрузки подвижного состава, построение маршрутов различных видов перевозок: прямых и с множественными погрузками/выгрузками одним видом транспорта и различными видами транспорта по многоплечевым маршрутам. Подбор и назначение исполнителей перевозок, расчет плановой стоимости транспортных и дополнительных услуг по базе тарифов.
- Организация перевозок. Согласование транспортных заказов (рейсов) с внешними исполнителями и собственным транспортным парком. Проведение тендеров и запросы точечных ставок с выбором лучшего варианта. Оперативный доступ исполнителей к транспортным заказам для подтверждения и предоставления деталей по перевозке (назначенный водитель, транспортное средство необходимый комплект документов). Сохранение истории взаимодействия с исполнителями при согласовании транспортных заказов и ставок за перевозку;
- Управление транспортным парком. Учет парка собственных транспортных средств и водителей. Планирование и учет расхода ГСМ по путевым листам. Планирование и учет ТО и ремонтов, учет шин, узлов и агрегатов. Учет и распределение прямых и косвенных затрат. Анализ ключевых показателей работы автотранспортного парка. Диспетчеризация и отслеживание рейсов по данным мобильного Android-клиента для водителей.
- Исполнение и отслеживание перевозок. Регистрация факта убытия и прибытия транспорта, а также других информационных и проблемных событий в пути, пересчет прогнозного времени прибытия. Статусная модель по согласованию, исполнению и оплате перевозок. Транспортный документооборот: формирование и контроль оборота сопроводительных документов – по рейсу (ТТН, ТН, ЭтрНи др.), отслеживание возвратов комплекта документов для подтверждения оказания услуг по перевозке.
- Расчеты за перевозки и распределение затрат. Распределение прямых и косвенных транспортных расходов на выполненные заказы/перевезенную продукцию. Фиксация фактических затрат по выполненным перевозкам, утверждение и выгрузка в учетную систему для оплаты. Ведение претензионной работы с клиентами и перевозчиками.
- Биллинг транспортных услуг и расчеты с клиентами. Тарификация транспортных и дополнительных услуг по заявкам на перевозку от клиентов. Контроль маржинальности заказов и перевозок: распределение доходной и расходной части на заказы и перевозки. Фиксация фактической доходной части по заказам, выставление счетов клиентам (биллинг), выгрузка данных в финансовую систему для проведения взаиморасчетов с клиентами и отражения реализации транспортных услуг. Анализ и контроль состояния оплат клиентов.
- Анализ ключевых показателей. Объективная оценка эффективности и качества сервиса. Оперативный анализ деятельности на основе качественной и подробной статистики перевозок и работы перевозчиков. Анализ маржинальности заказов, перевозок направлений деятельности компании (для продажи транспортных услуг).
Модуль Управления транспортным парком является полноценной подсистемой с собственным набором специализированных функциональных блоков для поддержки всех процессов, связанных с содержанием и использованием собственного автопарка для собственных нужд или для оказания услуг сторонним клиентам.

- Учет парка собственных транспортных средств и водителей. Полноценный учет собственных транспортных средств с детальными данными, документами, графиками работы и разнарядкой. Учет документов транспортных средств и водителей, таких как, например, водительские удостоверения, паспорта, страховки и т.д. с хранением сканов и отслеживанием сроков действия.
- Полный цикл работы с путевыми листами и учет расхода ГСМ. Учет различных видов ГСМ: топливо, омывающие, охлаждающие жидкости и т.д. Ведение норм расхода ГСМ, планирование расхода согласно заданной формуле расчета, формировании аналитики план/факт по общим затратам на перевозку. Фиксация заправок и сливов топлива для контроля изменения остатков ГСМ в каждом транспортном средстве. Фиксация заправок в ручном или автоматическом режиме с помощью загрузки данных процессинговых компаний с различными АЗС. Путевые листы с данными по расходу ГСМ, заправкам и сливам ГСМ, начальном и конечном пробеге, моточасах могут заполняться автоматически на основании данных от соответствующих датчиков систем спутникового мониторинга.
- Учет шин, узлов и агрегатов. Агрегаты и узлы могут учитываться как складские остатки. Возможно зафиксировать поступление, списание или перемещение агрегатов между складами. В системе контролируется выработка каждого агрегата в соответствии с установленными эксплуатационными нормами использования.
- Планирование и учет ТО и ремонтов. Для каждой модели транспортного средства задается график ТО. В соответствии с этим графиком система предупреждает о скором наступлении необходимости технического обслуживания. Учет планового технического обслуживания (ТО) и ремонтов, операций установки/замены шин или установки/замены дополнительного оборудования. Затраты на ремонт и техническое обслуживание могут быть распределены в соответствии с заданными правилами распределения для указанных статей затрат.
- Контроль исполнения рейсов. Выписка Путевых листов и сопроводительных документов: доверенность и маршрутный лист. Контроль исполнения маршрута путем ввода данных диспетчером, на основании данных из системы спутникового мониторинга или от мобильного Android-клиента для водителей. Контроль прохождение точек маршрута, входящих в рейс в разрезе каждого груза, фиксация проблем и отклонений на основании событийной модели.
- Учет и распределение прямых и косвенных затрат. Фиксация всех видов прямых и косвенных затрат, включая затраты на ГСМ, закупки шин, узлов, агрегатов, проведение технического обслуживания и ремонтов, заработную плату, штрафы ГИБДД и прочих прямых и косвенных затрат. Автоматическое распределение затрат по выполненные рейсы и заявки на перевозку.
- Анализ ключевых показателей работы автотранспортного парка. Объективная оценка эффективности работы парка и качества сервиса. Оперативный анализ статистики рейсов и загрузки парка. Анализ маржинальности выполненных рейсов (для продажи транспортных услуг).
Система AXELOT TMS включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.minsvyaz.ru/).

Система AXELOT TMS прошла сертификацию и официально подтвердила возможность работы с Postgres Pro.
Для кого предназначен продукт?
Программный продукт AXELOT TMS предназначен для использования как в производственных и торговых компаниях, выполняющих перевозки для собственных нужд, так и в транспортных предприятиях с собственным автопарком или транспортно-логистических компаниях, предоставляющих комплексные логистические сервисы сторонним клиентам с помощью собственного и/или привлеченного транспорта.
Благодаря универсальной архитектуре и широкой функциональности продукт AXELOT TMS может полноценно поддерживать процессы управления перевозками на различных уровнях логистического сервиса в зависимости от профиля и специфики деятельности компании.

1PL логистика
Самостоятельная доставка или логистический инсорсинг. Если доставку продукции осуществляет сам производитель или владелец, логистика именуется автономной. Грузовладелец или 1PL провайдер полностью отвечает за все действия, начиная от приема заказа до доставки продукции клиенту.
2PL логистика
Доставку продукции силами перевозчика в лице специализированной компании или частного партнера с собственным парком транспортных средств. Провайдер осуществляет доставку товара выбранным видом транспорта, например, по морю, воздуху, железнодорожными составами, грузовыми автомобилями. В зону ответственности 2PL провайдера входит строго только определенный участок цепи между производителем и конечным получателем товара.
3PL логистика
Комплексный аутсорсинг в сфере логистики является основным направлением деятельности 3PL провайдеров. Практически все логистические операции отдаются владельцами грузов таким компаниям. Для предоставления качественных услуг 3PL-посредники имеют все необходимые ресурсы. В штате компаний состоят квалифицированные сотрудники, имеется необходимая техника и оборудование, в частном случае может быть собственное подразделение 2PL провайдер с собственным парком. Планирование логистической цепочки доставки груза остается в ведении собственника продукции, провайдер в данном процессе не участвует. 3PL агентам поручаются такие операции, как транспортировка, складское хранение, в том числе сквозное, управление запасами. В спектр услуг таких компаний входят упаковка и сопровождение груза экспедиторами.
Торговым и производственным компаниям из различных отраслей TMS позволяет:
- Планировать потребность в транспорте, строить оптимальные маршруты, эффективно использовать свой и заказывать сторонний транспорт, а также контролировать статус доставки грузов. Централизованно доводить планы отгрузки и доставки до всех удаленных подразделений, а также поставщиков и складских операторов.
- Эффективно взаимодействовать с поставщиками логистических сервисов, получать от них актуальные данные и проводить сверки и расчеты.
- Независимо от сложности цепочки поставок и видов транспорта, точно знать, насколько «прибавил в цене» груз на каждом этапе перевозки. Полноценно работать не только с транспортными, но всеми сопутствующими услугами — таможня, хранение, страхование, погрузо-разгрузочные работы, охрана. Учитывать все логистические расходы в одном месте.
Перевозчикам и экспедиторам, которые оказывают услуги по доставке и сопровождению грузов TMS позволяет:
- Оперативно реагировать на обращения клиентов-грузоотправителей, назначать исполнителей, контролировать ход обработки и переход в заказы. Быстро подбирать доступные варианты из базы транспортных решений или прорабатывать новые для формирования коммерческих предложений. Обеспечивать гибкое ценообразование и работу с различными видами тарифных сеток.
- Эффективно использовать собственный парк, оптимизировать затраты на его содержание и получать объективную картину себестоимости выполненных перевозок.
- Предоставлять клиентам качественный информационный сервис в процессе оказания логистических услуг.
- Полноценно работать не только с транспортными, но всеми сопутствующими услугами — таможня, хранение, страхование, погрузо-разгрузочные работы, охрана. Точно знать доходность по каждому заказу и анализировать рентабельность продаж в разрезе клиентов, по направлениям и видам перевозок.
- Вести полный транспортный документооборот и контролировать взаиморасчеты с клиентами и подрядчиками.
Ключевые преимущества AXELOT TMS
- Широкие функциональные возможности. AXELOT TMS является готовым полнофункциональным решением для поддержки всех процессов управления перевозками и транспортом от приема заявок на перевозку и планирования рейсов до подбора и назначения исполнителей, отслеживания и проведения расчетов за выполненные перевозки. Каждый блок предлагает возможности для настройки разнообразных сценариев использования в зависимости от специфики компании.
- Универсальность. AXELOT TMS одинаково эффективно управляет транспортом и процессами перевозки грузов в транспортных компаниях, в компаниях, являющихся их клиентами, а также во всех прочих предприятиях с собственным и привлеченным парком. Единая система поддерживает автоматизацию всех типов перевозок: мультимодальные перевозки, перевозка сборно-разборных грузов, развоз грузов по городу и их комбинации.
- Управление парком как часть TMS. Отличительной особенностью AXELOT TMS является наличие интегрированного в систему управления перевозками самостоятельного модуля управления собственным парком транспортных средств, который полностью покрывает функционал специализированных систем класса FMS (Fleet Management System) и позволяет не только использовать собственный парк наравне с привлеченным при планировании перевозок, но и вести полноценный учет операций эксплуатации и обслуживания, а также всех прямых и косвенных затрат автотранспортного хозяйства.
- Централизация и масштабирование. AXELOT TMS подразумевает поддержку только одного экземпляра системы даже для территориально-распределенных структур. Благодаря централизованной архитектуре обеспечивается простота тиражирования решения на филиалы компании. Зачастую масштабирование решения сводится к дозагрузке справочников и созданию пользователей и разграничению прав на уровне ролевой модели.
- Интерактивная работа с картами. Географические карты становятся не просто иллюстрациями, а удобным инструментом для работы с рейсами, в том числе и для мобильных сотрудников, использующих Android-клиент от AXELOT.
- Гибкость при доработке и интеграции. Решение AXELOT TMS разработано на платформе 1С:Предприятие 8.3, гибко настраивается под специфику предприятия за счет разнообразных параметров без участия разработчик, обладает полностью открытым кодом и возможностью любой доработки, а также предоставляет готовые решения для интеграции с внешними системами.
Версии продукта
История развития систем класса TMS компанией AXELOT насчитывает уже более 10 лет (хронология выхода редакций показана на рисунке ниже). Первые две редакции системы разрабатывались AXELOT и выпускались совместно с фирмой «1С». Официальный релиз третьего поколения систем по управлению транспортом и перевозками был разработан AXELOT и выпущен уже без привлечения фирмы «1С» в конце 2015 года под названием «AXELOT: TMS Управление транспортом и перевозками, редакция 3.0».
В январе 2019 года была выпущена четвертая редакция системы с новым названием AXELOT TMS X4 в составе логистической платформы AXELOT X, реализующей единый логистический контур предприятия. Четвертая редакция системы отлично зарекомендовала себя в ходе многочисленных внедрений на множестве транспортных, торговых и производственных предприятий. Тем не менее, стремительное развитие интеграционных процессов в России и мире, а также постоянные технологические нововведения как при управлении цепями поставок в целом, так и при организации логистических процессов в частности, выдвигают принципиально новые требования к системам класса TMS.
AXELOT TMS X5 – система пятого поколения от компании AXELOT для управления транспортом и перевозками, официальный релиз которой вышел в 2022 году. Соединение многолетнего практического опыта, ведущих мировых практик и самых актуальных требований к системам класса TMS привело к разработке принципиально нового продукта, не имеющего аналогов на рынке стран постсоветского региона и способного конкурировать с ведущими западными поставщиками систем оперативного управления транспортными процессами.
Описание основных нововведений в AXELOT TMS X5
На графике представлена история развития TMS-систем от AXELOT

При проектировании архитектуры нового продукта AXELOT TMS X5 в качестве общего ориентира по функциональному охвату будущей системы была принята классификация уровней сложности TMS аналитического агентства Gartner, используемая при составлении ежегодного отчета «Магический квадрант для систем управления перевозками». Согласно этой классификации, выделяется пять уровней сложности TMS, из которых AXELOT TMS X5 ориентирована на реализацию ключевых функций, присущих 2, 3 и 4 уровням.
Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму
Обратная связь