Пресс-центр
TAdviser 23 Ноя 2023

Цифровизация «монолит» точит: Возможна ли идеальная WMS в отрыве от других инструментов управления цепями поставок?

Само по себе существование рейтинга отечественных систем управления складом (WMS) — показатель того, что рынок в России достаточно созрел для здоровой конкуренции, способствующей развитию решений и формированию трендов. Мы видим множество игроков, которые за прошедшие годы разработали свою WMS, предлагают рынку свой набор услуг и не единожды принимали участие в рейтинге. Как среди этого многообразия найти «ту самую» систему, и есть ли она?

В 2010-2020 годах большая часть игроков рынка сконцентрировалась на функциональном развитии своих продуктов. Часто в ущерб развитию технологическому. Эти компании, сфокусировавшись на «монолитной» стратегии, предлагают рынку нечто усредненное, потенциально подходящее для автоматизации любого склада. Тем не менее, потребности заказчиков гораздо шире пресловутой универсальности, что привело к дополнительному профилированию внутри одного класса программных продуктов. В поисках решения актуальных задач клиентов были разработаны новые инструменты, «заточенные» под определённый спектр бизнес-требований и, обязательно, основанные на самом современной технологическом стеке. Появляются отдельные узкопрофильные системы даже для автоматизации складских процессов, например, AXELOT кроме привычной AXELOT WMS предлагает систему для автоматизации простых складов (AXELOT WOS) и для автоматизации контейнерных терминалов (AXELOT TOS). Вместе с традиционными решениями может использоваться AXELOT WCS, система, разработанная на .NET Core, предназначенная для управления и взаимодействия с робототехническим и иным сложным технологическим оборудованием.

Эта тенденция возникла не на пустом месте. Сейчас, когда информационные технологии применяются уже практически повсеместно, и каждый процесс может быть и будет автоматизирован, а то и роботизирован, возник спрос на гибкие системы, способные в типовом исполнении обладать функциональными возможностями с запасом и при этом обеспечивать высокую производительность и скорость в новых условиях. Современным предприятиям недостаточно уже одной, даже идеальной WMS, им нужна идеальная WMS для конкретного объекта с конкретным оборудованием и конкретным коллективом. Нужны программные продукты, которые будут решать любые задачи складской логистики, легко масштабироваться и адаптироваться под определенные процессы, при этом органично дополняя друг друга. Вплоть до упрощенной процедуры миграций — переход с AXELOT WOS на AXELOT WMS, по сути, является технической задачей.

Тотальная цифровизация открывает возможности, которые ранее были технически недоступны, а сейчас становятся чуть ли не необходимостью, если компания хочет продолжать расти и развиваться. Прежде большинство компаний ограничивались углубленной функциональностью одного-двух специализированных продуктов, таких, например, как системы класса WMS или MES. Вместе с монолитной ERP подобные продукты в целом были достаточными для удовлетворения потребностей в автоматизации. Но сейчас стало очевидно то, что цифровизация отдельных звеньев цепи поставок не дает необходимые эффекты. Бизнес осознал, что ему на самом деле необходимо автоматизировать все логистические процессы. Стратегия единственного лидера рейтинга WMS-продуктов — компании AXELOT — учитывает эти потребности. Вектор развития систем направлен в сторону создания комплексного композитного решения, которое позволит справиться с вызовами Индустрии 4.0 и предоставит для своих клиентов доступ ко всем преимуществам нового времени.

В 2022 году, с уходом западных вендоров, ситуация стала особенно острой, потому что с одной стороны потребность в автоматизации цепи поставок осталась или даже возросла, и её уже испытали даже те, у кого прежде всё было стабильно, а с другой — создалось впечатление, что подходящих решений на рынке не осталось. Вариантов для исправления ситуации было немного. Конечно, оставался проторенный годами путь, тянущийся еще из нулевых — монолитные решения класса ERP и подобные им. Их внедрение — это долгий, сложный для предприятия процесс, итогом которого опять станет необходимость «расшить» отдельные функциональные модули, например, для управления логистикой, чем-то более совершенным. В режиме цейтнота всё вместе необходимо буквально сшивать грубыми стежками. Получается некое полотно, собранное из разных по размеру и форме кусков ткани — вот почему ещё такую автоматизацию называют «лоскутной». Развитие и масштабирование отдельных блоков — это серьезная задача, прикоснешься к одному — другой последует за ним. Их функциональность годами остаётся на базовом уровне, работать можно, но сложно.

С другой стороны, современный бизнес уже понял все прелести композитного подхода к автоматизации Supply Chain Management (SCM). Рынок заинтересован в комплексном управлении цепями поставок, он успел познакомиться со специализированными решениями с выдающейся функциональностью, объединенными в кластер программ, где каждая компонента самостоятельна и ценна для бизнеса, при этом ее внедрение и функциональное развитие никак не сказывается на работе остальных. Могут ли дать такой уровень управления оставшиеся доступными системы класса ERP? Нет.

Вернемся немного назад во времени, потому что в подобной ситуации мы уже были — это не что-то новое, и многие компании-заказчики уже всё это проходили. Если вспомнить, то проекты по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия всегда начинались с логистики: заказы, закупки, внутренние перемещения, элементы управления запасами. И сразу начиналась доработка интерфейсов для склада, для транспортников, для логистов переработка алгоритмов резервирования и распределения. И сейчас, выбрав «проторенную дорожку», придется приложить множество усилий для того, чтобы «загнать» операционную деятельность в корпоративное решение на уровне «хоть как-то пусть работает». И только потом появится возможность посмотреть шире — оценить потенциал комплексного управления цепями поставок, долгосрочного планирования и анализа; включить в планы по развитию ИТ-ландшафта шаги, позволяющие перейти от автоматизации локальных участков к их цифровой трансформации.

Новый путь

Если говорить о стратегии AXELOT более детально, то на основе опыта иностранных разработчиков и в соответствии с мировыми трендами, был выбран новый путь, отличный от попытки хоть как-то улучшить «лоскутную автоматизацию». Такой подход — по сути, единственный из реализованных на рынке — заключается в том, что разработка и развитие тиражных продуктов осуществляется в рамках общей платформы AXELOT SCM, концепция которой подразумевает сквозной контроль всех стадий движения товара — от производства до конечного потребителя — и объединяет различные логистические процессы. Использование принципов и методик SCM позволяет эффективно управлять всеми этапами товародвижения как на стратегическом, так и на операционном уровне, что позволяет не просто упростить и ускорить все операции в цепях поставок, но и добиться сбалансированности различных звеньев. Эффекты от использования компонент платформы достигаются в том числе за счет управления цепочками поставок в режиме реального времени — доступность информации онлайн позволяет применять оптимизационные алгоритмы по необходимым критериям (сокращение затрат, увеличение скорости доставки, повышение утилизации транспорта и т.д.) непосредственно в момент принятия решений.

В свою очередь, современный подход к построению решений для автоматизации SCM базируется на модульной структуре, которая позволяет подключать и настраивать только те компоненты, которые необходимы для конкретного бизнес-процесса, благодаря чему решение на платформе гибко адаптируется под требования и потребности каждой конкретной компании в каждый конкретный момент времени. Подобный способ позволяет решать всевозможные задачи автоматизации в комплексе и эффективно управлять бизнес-процессами в частностях. Если взять, например, комплексную логистическую платформу AXELOT SCM и разобрать ее на компоненты, там найдутся блоки для управления запасами и заказами (DOM), управления складом (WMS и WCS), управления перевозками и транспортным парком (TMS), решения сложных комбинаторных задач (SCAP), шина обмена данными (DATAREON Platform) и другие. Собрав в необходимой комбинации их вместе и настроив общую событийную модель, можно получить единое решение на общей платформе без «лоскутов» и «торчащих швов».

Композитные SCM-платформы открывают перед бизнесом двери в эру цифровизации, обеспечивая плавный переход на обновленное и независимое ПО, без прерывания или остановки бизнес-процессов. Предприятия, пережившие внедрения ERP и схожих систем, знают, какой большой это стресс, но покомпонентная миграция на SCM-платформу при должном подходе возможна без остановки ключевых процессов и операций, заминки в которых несут прямую угрозу деятельности компании.

Другое важное следствие использования решений, входящих в платформы — оптимизация стоимости владения импортозамещенной системой. Общность архитектурных подходов, наличие процессного взаимодействия в режиме реального времени и распределенное управления материальными потоками на различных уровнях дает экономический эффект как непосредственно в основном бизнесе организации, так и в части совокупной стоимости владения.

Комплексная платформа AXELOT SCM уже сейчас состоит как из горизонтальных решений (поддерживающих стратегическое планирование и управление материальными потоками в целом), так и узкоспециализированных вертикальных (автоматизирующих операционный уровень). Находясь на распутье, каждая компания сама для себя должна решить: идти по проторенному пути и пытаться не наступить на грабли «лоскутной автоматизации» или воспользоваться шансом и попробовать инновационный подход. Выбирать всё равно придётся — идеальная WMS не может быть одинокой и она должна быть частью чего-то большего! Более того, идеальной она станет только в случае, когда смежные области будут автоматизированы на соответствующем уровне и с соответствующим качеством. Только комплексный подход позволит максимально полно управлять всеми стадиями логистических процессов, значительно повышая эффективность работы предприятия в целом.

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта