Центр знаний

Как выбирают подрядчиков для внедрения WMS?

Мы обратились к представителям различных компаний с просьбой – принять участие в небольшом опросе, чтобы узнать, какие же критерии при выборе подрядчика и WMS являются для заказчиков приоритетными. В этом материале мы проанализировали полученные результаты.

В опросе, данные для которого мы начали собирать еще на  СеМАТ 2021, приняли участие компании из самых разных отраслей бизнеса. Распределение респондентов по направлениям деятельности можно видеть на диаграмме.


Итак, к каким выводам мы пришли согласно результатам анализа полученных ответов?

Ключевые причины для принятия решения об автоматизации склада

Сразу хотим уточнить, что участники опроса не были ограничены в количестве указанных причин, для многих, судя по предоставленным ответам, роль играет целый ряд факторов. По итогу результаты распределились следующим образом.

Самая популярная причина принятия решения о начале проекта по автоматизации склада, которую указали участники опроса, оказалась в тренде текущих реалий, а именно – переход склада на новый технологический уровень. Таким образом, российские компании не видят этот переход возможным без внедрения WMS и, соответственно, автоматизации склада.

Вторым по популярности ответом, который долгое время лидировал по количеству упоминаний, оказались весьма приземленные цели – повышение точности и скорости операций. Именно в использовании WMS профессионалы, в большинстве своем, видят инструмент для полного раскрытия потенциала склада и оптимизации использования ресурсов.

Завершают ТОП самых популярных причин (с отставанием всего в один голос от второго по популярности ответа) требования регулятора, которые невозможно исполнить текущим инструментарием. Действительно, обеспечить выполнение требований по маркировке, помарочного учета, «нарисовав» это все в офисной системе, не получится. Кроме того, перечень отраслей, в которой вводится обязательная маркировка КИЗами постоянно растет: сейчас уже «пилотируются» отрасли БАДов, пива и слабоалкогольных напитков, антисептиков, велосипедов, кресел-колясок, а по планам к 2024 году маркировка должна коснуться всех отраслей промышленности. Так что спрос на внедрение функционала по работе с КИЗами на складе будет в ближайшее время расти.


Почти половина опрошенных в качестве причины для начала проекта указали противоречивость информации от разных подразделений и недостаток данных для принятия управленческих решений. Это достаточно интересный взгляд на WMS как на инструмент для устранения двойственных толкований и источник информации для ЛПРов – не ERP, не CRM, не бухгалтерия, а именно WMS. Действительно, если и есть место, где сходятся все «дороги» в части товародвижения, то это склад. И именно система, управляющая и отслеживающая на физическом уровне перемещения товара, может стать отправной точкой для выстраивания корректной информационной среды.

Еще треть респондентов неразрывно связывают процессы стандартизации с внедрением WMS. Причем стандартизацию не только в складском хозяйстве, но и в других подразделениях. Это также подтверждает известный эффект от внедрения WMS.

Почему компании хотят сменить WMS?

Компания AXELOT все чаще сталкивается с клиентами, для которых проект автоматизации склада уже не первый. Что же указали опрошенные среди причин для смены системы управления складом?

Самая распространенная причина, указанная респондентами – нехватка какого-то важного функционала. Это достаточно интересный результат. Получается, что есть какое-то множество систем, в которых необходимый функционал реализовать невозможно. Из-за запрета на разработку, минимальных возможностей параметризации, запредельной стоимости разработки, экстра-дефицита ресурсов – причин много. Популярность такого ответа еще раз подтверждает, что на этапе выбора системы нельзя пренебрегать ничем, даже ради «мимолетных быстрых и недорогих побед».

Вторым по популярности ответом стало прекращение поддержки решения вендором. В подавляющем большинстве случаев, вероятно, речь идет о том, что используемая система не может применять современный технологический стек – мобильные решения, операционные системы, распределенное развертывание.


Также опрошенные «пожаловались» на стоимость владения системой – почти половина респондентов считает, что это может стать веской причиной замены WMS.

Кроме того, компании все меньше готовы «прощать» своим продуктам несовершенство, например, неудачную интеграцию, долгий сбор результатов периода, неудобные интерфейсы – это все обозначено как причина для замены WMS. Поиск мест для улучшений и сами улучшения – это непрерывная активность, отсутствие возможности устранять накопившиеся мелочи могут отбросить компанию на годы назад по качеству бизнес-процессов. Это важно настолько, что становится причиной замены ИТ-решения на складе.

В то же время, была и проблематика, которая не нашла у респондентов никакого отклика. Например, использование устаревшей системы управления складом или престижность использования новой системы. Это еще один аргумент в подтверждение того, что для компаний WMS – это «рабочая лошадка», и требования к этой системе предъявляются сугубо практические и утилитарные. «Нам ехать, а не шашечки»!

Итак, если подытожить результаты первых двух блоков ответов, можно сделать общий вывод, что новые уровни развития компании возможны только вместе с WMS. И главные причины начала проектов не в устранении «операционных разрывов», а именно в развитии бизнеса. Причем, компании ощущают в себе силы развиваться в таком масштабе, что готовы менять уже привычные ИТ-решения, хотя это всегда стресс и риски для бизнеса. Но на такой шаг идут не ради «бантиков» - причины инициации подобных проектов проистекают сугубо из практической области.

Как выбрать подрядчика для внедрения WMS?

Каким же видят идеального подрядчика участники опроса? Для многих важны два фактора: страна и количество реализованных проектов. Так, доверие у респондентов заслуживают российские компании с более чем 100 реализованными проектами. Очевидно, что цены в рублях, быстрый контакт с разработчиком, доступность специалистов на рынке труда, сравнительно низкая стоимость подготовки/обучения собственных специалистов – это значимые факторы для бизнеса. Также, эксперты уже неразрывно связывают качество продуктов с количеством автоматизированных объектов.

Идеальный подрядчик – это поставщик, который может предоставлять сервисы 24/7, так считают наши респонденты. WMS является продуктом «социального назначения», у клиента обязательно должна быть реальная возможность иметь круглогодичный доступ к поддержке. Важность работоспособности склада требует уверенности в разрешении нестандартных ситуаций и критических проблем, независимо от доступности проектной команды или местонахождения пользователей в другом часовом поясе.


Также опрошенные предпочитают сертифицированных поставщиков с четкой структурой организации работы. Рынок определил, что успешно сертифицированные поставщики – это, в первую очередь, гарантия порядка в организации работы на проектах, что позволяет бизнесу быть уверенным в доступности ресурсов, в возможности «горячей замены», в возможности выполнения нескольких проектов одновременно, а также в снижении рисков задержки сроков проекта, например, из-за отсутствия требуемых специалистов или из-за «забытых» задач.

Половина респондентов отдадут предпочтение поставщикам уровня «одного окна» - когда внедренец и внедрит ПО, и настроит WiFi, и поставит необходимое оборудование. Централизованная ответственность – ее преимущества можно оставить без комментариев.

В опросном листе был сложный вопрос про количество часов разработки. Это, на самом деле, косвенный признак функциональной наполненности программного продукта – чем больше разработки, тем меньше «коробочный» функционал. Ответы показали, что наша аудитория ориентируется и в косвенных признаках. Коллеги ждут от WMS значительного соответствия своим бизнес-задачам уже на самом раннем этапе и предпочитают выбирать ПО, не требующее объемов разработки, превышающих 2-3 человеконедели за весь проект.

Несмотря на желание минимизировать кодинг на этапе внедрения, опрошенные понимают необходимость активного развития WMS в дальнейшем. Так, 90% респондентов согласились с тем, что их выбор будет сделан в пользу поставщика, удовлетворяющего следующим условиям:

  • доступность на рынке специалистов, имеющих опыт работы с системой;

  • наличие курсов по подготовке специалистов у разработчика;

  • возможность организовать собственный центр компетенций по продукту;

  • возможность самостоятельного тиражирования.

Ну и, наконец, респонденты отдадут предпочтение поставщику, находящемуся в тройке публичных рейтингов, а половина опрошенных готовы сотрудничать исключительно с лидером. Но в то же время, судя по результатам опроса, занять место на пьедестале рейтинга – лишь одна из тех задач, что необходимо успешно решить претендентам на сотрудничество во внедрении системы управления складом. Рынок клиента становится все более зрелым. Подавляющее большинство специалистов уже не в первый раз заходят в проекты по автоматизации склада все больший вес приобретают требования, основанные на практической ценности.

Обратная связь

Наверх