Начнем с очевидного: логистике нужны высокопрофессиональные кадры!
Цифровизация активно интегрируется во многие сферы деятельности, но особенно ее влияние заметно в реальном секторе экономики, в частности в производстве и торговле. В эпоху активного потребления конкурентоспособность предприятий определяется уже не только качеством производимой продукции, но и качеством процессов ее доставки до конечного потребителя, будь то оптовый или розничный покупатель. Прозрачность логистических процессов, их скорость, управляемость и, как следствие, повышение эффективности деятельности бизнеса в целом – ключевой результат, который может быть достигнут предприятиями после внедрения цифровых технологий.
Несмотря на то что в информационном пространстве активно транслируются важность и необходимость использования ИT-сервисов в логистической деятельности предприятий, рынок труда сегодня продолжает испытывать дефицит трудовых ресурсов, обладающих знаниями и навыками работы в современных системах автоматизации логистических процессов.
Мы – компания AXELOT – как ведущий разработчик и лидер рынка автоматизации цепей поставок видим и понимаем, с какими сложностями сейчас сталкивается сфера логистики, и, пользуясь нашим высоким и признанным уровнем экспертизы, задаем вектор развития одному из направлений, которое может оказать влияние на стабилизацию ситуации на рынке квалифицированных специалистов, а именно свое непосредственное участие при подготовке кадров.
Инструментом, который задает этот вектор, является наш уникальный образовательный проект – Академия AXELOT, направленный на удовлетворение потребности логистической отрасли в конкурентоспособных кадрах, владеющих не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и необходимыми цифровыми компетенциями, связанными с работой в самых востребованных в России передовых системах автоматизации цепей поставок.
Системная работа с учебными заведениями: от лабораторий до аналитических исследований
Многие годы мы сотрудничаем с образовательными организациями Российской Федерации, стремясь передать максимально полный объем своих знаний будущим специалистам, чья профессиональная траектория связана с логистической отраслью, а накопленный за более чем четверть века профессиональный опыт позволяет нам разрабатывать уникальные учебные курсы и адаптировать их под любую ступень обучения, сохраняя высокий уровень актуальности из года в год.
За актуальными навыками – в учебные лаборатории
Академия AXELOT активно работает с вузами и совместными усилиями организует на их базе профессиональные площадки для обучения студентов нюансам автоматизации логистики и знакомства с современными специализированными системами – AXELOT LAB. Работа в учебных лабораториях строится на эффективном сочетании фундаментальной теоретической подготовки профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и актуальных прикладных задачах, оформленных в конкретные кейсы из нашего опыта, которые предстоит выполнять обучающимся в наших программных продуктах.
Отличительной особенностью учебных лабораторий AXELOT LAB является полное погружение будущих специалистов в решение профессиональных задач. Передаваемое вузам программное и методическое оснащение, особенно в сочетании с дополнительным специализированным оборудованием, позволяет будущим выпускникам освоить востребованные и на данный момент дефицитные в отрасли компетенции: знания и навыки работы в системах автоматизации цепей поставок и понимание специфики управления логистическими процессами.
Приобретенным компетенциям – официальное подтверждение
Спроектированная нами предметная нагрузка позволяет не только адаптировать дисциплины учебного плана к потребностям отрасли, но и подготовить участников, как обучающихся, так и профессорско-преподавательский состав, к тестированию в рамках сертификационной программы AXELOT. Возможность подтвердить уровень профессионализма является важнейшим конкурентным преимуществом, которое дает AXELOT выпускникам лабораторий AXELOT LAB.
Для будущих специалистов сертификат является весомым пунктом в резюме, который позволит соискателю и работодателю, в том числе нашим клиентам и партнерам, быстрее найти друг друга и говорить на одном языке, а также более оперативно приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. Заинтересованность профессорско-преподавательского состава в сертификате – это индикатор готовности образовательной среды становиться практико-ориентированной и направленной на приближение процесса обучения к реальным задачам, которые предстоит решать будущему выпускнику вуза.
Сопровождение и поддержка студенческих исследований
Необходимо понимать, что получение высшего образования – это процесс всестороннего формирования специалиста. От будущего выпускника требуется знать и базовые теоретические, и прикладные основы избранной профессиональной траектории, которые он получает в лаборатории AXELOT LAB. Однако при этом он не должен находиться в рамках узкого видения своего профиля, что подразумевает важность формирования кругозора, опирающегося на объективное представление о реальном функционировании отрасли.
AXELOT стремится совместно с высшими учебными заведениями повысить качество формирования отраслевого понимания у будущих специалистов, совершенствуя исследовательские и аналитические компетенции обучающихся. Так, Академия AXELOT поощряет и активно участвует в проведении студенческих аналитических исследований на широкий спектр тем: от исследований рынка складской недвижимости, при выполнении которых студентам необходимо взаимодействовать с реальными представителями рынка для получения объективного и качественного результата, до анализа профильных средств массовой информации различного уровня, когда у обучающихся формируется представление о лидерах мнений логистической отрасли. Таким образом, исследовательская траектория Академии AXELOT знакомит будущих специалистов с рынком, позволяет понять настроение логистической сферы и приблизиться к реальному пониманию динамики ее функционирования, тем самым дополняя портфель профессиональных компетенций необходимыми знаниями, полученными в ходе объективной и предметной аналитики и общения с бизнес-сообществом.
Следует отметить, что проведение студенческих аналитических исследований учитывает как достижение вышеизложенной цели по формированию предметного кругозора студентов, так и важность публикационной активности обучающихся и наставников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, которые курируют качественное выполнение исследования, и AXELOT в обязательном порядке предоставляет исчерпывающую рецензию на полученные исследователями результаты, отмечая работу студенческого коллектива и преподавателя, а также способствует публикации результатов исследования в отраслевых изданиях, в частности журнале «ЛОГИСТИКА 360». Лучшие же исследовательские команды приглашаются к очной презентации результатов своей работы на отраслевые конференции в качестве докладчиков, укрепляя связь исследователей с бизнес-средой и содействуя сокращению разрыва между теоретической и практической подготовкой будущих специалистов.
Два года спустя: основные результаты работы с учебными заведениями
В 2022 году компанией AXELOT был запущен проект AXELOT LAB как важнейшая часть Академии. Создание специализированных лабораторий на базе вузов за прошедшие два года вызвало широкий интерес и положительный отклик среди учебных заведений России, а также из дружественных стран: Республики Беларусь, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и др. Сегодня ценность практико-ориентированного образовательного процесса, понимание необходимости дать востребованные в реальной отрасли компетенции обучающимся, избравшим своим профессиональным треком логистику, разделяют более 40 вузов и ссузов от Дальнего Востока до новых регионов России. Первая лаборатория, открытая в 2022 году при Финансовом университете при Правительстве РФ в Москве, продемонстрировала готовность академической среды к активному сотрудничеству с реальным сектором с целью повышения конкурентоспособности будущих логистов, и на сегодняшний день учебные лаборатории AXELOT LAB запущены и начинают активную работу еще в 11 вузах России: ВВГУ (Владивосток), МГИМО (Москва), НГАУ (Новосибирск), РУТ (МИИТ) (Москва), СПбГАСУ (Санкт-Петербург), СПбГУПТД (Санкт-Петербург), НИТУ МИСИС (Москва), СГУВТ (Новосибирск), НГТУ (Новосибирск), КНИТУ (Казань), ЧГУ им. И.Н. Ульянова (Чебоксары).
В 2024-2025 учебном году запланирован запуск лабораторий в СФУ (Красноярск), МАДИ (Москва), СПбГЭУ (Санкт-Петербург), РЭУ им. Г.В. Плеханова (Москва), ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), ДВГУПС (Хабаровск), ДГТУ (Ростов-на-Дону), СГУПС (Новосибирск), УУНиТ (Уфа), ЧелГУ (Челябинск), ИрГУПС (Иркутск), РГУПС (Ростов-на-Дону), РАНХиГС (Москва), КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь), МГУ им. адм. Г.И. Невельского (Владивосток), Орловский ГАУ (Орел), Волгоградский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова (Волгоград), КНИТУ-КАИ (Казань).
Говоря о сертифицированных специалистах, будущих выпускниках, следует отметить, что обладателями официального подтверждения основ программных продуктов от AXELOT стали уже более 150-ти обучающихся, которые владеют базовым набором компетенций, позволяющим выполнять конкретные производственные задачи в AXELOT WMS и AXELOT TMS.
Поддержка студенческих исследований также дает свои плоды, в частности в 2022-2023 учебном году студенческим коллективом ВВГУ при поддержке AXELOT было проведено качественное исследование уровня технологического оснащения складов в Приморском крае, позволившее обучающимся познакомиться с бизнес-сообществом региона. Именно это мероприятие побудило развить в Академии AXELOT отдельную исследовательскую траекторию, активно развивающуюся на сегодняшний день и обладающую значительными перспективами.
Когда проект начинает жить среди участников самостоятельно – вы на верном пути
Сотрудничая с учебными заведениями, мы видим, как ценность проекта находит отклик среди преподавательского состава и отражается в самостоятельных инициативах, которые выдвигают коллеги и начинают реализовывать. Среди инициатив и разработка собственных исследовательских тем, и популяризация проекта среди абитуриентов в рамках приемной кампании, и проектирование учебных программ для различного уровня получения образования. Движение вперед Академии AXELOT подтверждается поддержкой, активным вовлечением в инициативы, предлагаемые вузами и стремлением реализовать их на высоком уровне совместно с коллегами.
Так, непрерывно совершенствуются авторские методические материалы: готовятся и выпускаются методические пособия и практикумы, направленные на повышение качества освоения обучающимися необходимых для работы в сфере логистики компетенций, а в 2023-2024 учебном году мы впервые стали спонсором и соорганизатором IX Международной студенческой олимпиады по логистике, проводимой на базе Волгоградского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Подводя итоги
Подготовка кадров для отрасли – это системная работа, требующая двустороннего сотрудничества между академической и реальной средой. Выпускники учебных заведений, подготовленные в тандеме с предприятием, однозначно демонстрируют положительный эффект от взаимодействия со стороны академического сектора благодаря значительной теоретической подготовке и практического сектора благодаря сформированному набору профессиональных компетенций, которые позволят ему приступить к выполнению своих трудовых функций гораздо быстрее и эффективнее, чем другим выпускникам. Ценность такого специалиста повышается, и, как следствие, растет влияние сторон взаимодействия – и компании, и учебного заведения.
AXELOT четко понимает этот принцип и уверенно движется в сторону совершенствования работы с учебными заведениями, постоянно прислушиваясь к запросам академического сектора и выражая готовность делиться накопленными за четверть века лет глубокими знаниями и опытом. Дальше – больше!