Задача студента – учиться или начать работать как можно раньше?
Казалось бы, ответ очевиден: основная и очевидная задача студента – учиться и получить диплом, позволяющий в дальнейшем пройти определенные карьерные вехи. В процессе обучения студенты приобретают компетенции как общего характера, расширяющие кругозор будущего выпускника, так и профессиональные, позволяющие если не овладеть навыками в максимально возможном объеме, то получить представление об основных задачах, которые предстоит решать в рамках трудовой деятельности.
Однако процесс получения образования длительный и требует высокой отдачи: необходимо быть не только постоянно вовлеченным, чтобы не отстать в освоении материала, но и проявлять определенную степень учебной самостоятельности в поиске дополнительных источников информации, подготовке к занятиям, выполнении заданий и множества иных действий, непосредственно связанных с получением знаний. Высокая загруженность студентов во время обучения является основным источником возникновения парадоксального вопроса: «Чтобы работать, нужен опыт работы, но где его взять, если ты учился?».
Усиливает влияние этого вопроса на общее студенческое мнение о ценности получения образования и жажда быстрых побед сегодняшними выпускниками, и слабое желание работодателей брать на работу специалистов без опыта, тем самым принимая на себя обязательства по обучению, которые сопряжены с кадровыми и финансовыми затратами. При этом, как бы соискателя ни обучали, риск ухода специалиста в процессе либо после обучения сохраняется, тем самым работодатель может оказаться в проигрышном положении. Дополнительным снижающим мотивацию учиться элементом для студентов является и то, что здесь и сейчас специалисту с опытом работы потенциально предложат больший оклад, чем специалисту без опыта работы сразу после выпуска из учебного заведения.
Все вышеизложенное порождает существенную проблему и открывает пространство для поиска ответов на несколько важных вопросов:
- Как сделать так, чтобы студенты в процессе обучения приобретали либо опыт работы, либо навыки, приближенные к тому, что можно назвать опытом работы?
- Как снизить риски для работодателя, связанные с обучением соискателей?
- Как повысить ценность получения образования для участников отношений, возникающих между учебными заведениями и представителями реального сектора?
AXELOT нашел ответы на все перечисленные вопросы.
Учиться работать, но где?
Несомненно, будущая трудовая деятельность студентов как минимум даст возможность и как максимум заставит приобрести компетенции, необходимые для выполнения профессиональных задач. Однако, на наш взгляд, получить базовые навыки работы, например, в AXELOT WMS или AXELOT TMS гораздо проще и спокойнее в процессе обучения в учебном заведении, а научиться работать с терминалом сбора данных приятнее в учебной обстановке совместно с одногруппниками, чем в авральных условиях в период, допустим, сезонности на складе.
Стремясь снизить влияние парадоксального вопроса, изложенного во введении, мы пришли к простому и очевидному решению: к организации специализированных образовательных пространств на базе высших учебных заведений – лабораторий AXELOT LAB, работая и обучаясь в которых сегодняшние студенты, но уже завтрашние специалисты, смогут в комфортном режиме получить навыки, которые действительно востребованы в отрасли.
Основная цель учебной лаборатории AXELOT LAB – передать студентам компетенции не общего и абстрактного характера, слабо применимые особенно в начале карьеры, а научить выполнять конкретные прикладные задачи, которые выполняются ежедневно на каждом складе и в каждом транспортном подразделении.


На чем учиться работать?
На сегодняшний день цифровизация логистической отрасли – это процесс, который уже воспринимается как данность, а использование цифровых технологий для управления цепями поставок – стандартный инструмент для повышения эффективности бизнеса в целом.
Мы как ведущий отечественный разработчик систем автоматизации логистики, чьи программные продукты используются на каждом третьем складе страны, занимаем лидирующую позицию распространителя требований к знаниям, умениям и навыкам будущих специалистов, которым предстоит работать в данной сфере, а учебные лаборатории AXELOT LAB, открываемые на базе высших учебных заведений, – это уникальные площадки для обучения студентов нюансам автоматизации логистики и знакомства с современными специализированными системами.

ИТ-ландшафт учебной лаборатории
С высокой долей вероятности будущий специалист придет на работу в компанию, использующую одно или несколько наших программных решений, поэтому ИТ-ядро учебных лабораторий AXELOT LAB – это два самых используемых в РФ программных продукта для автоматизации управления логистическими процессами, которые мы передаем учебным заведениям на безвозмездной основе: AXELOT WMS и AXELOT TMS.

Важнейшей особенностью работы студентов в наших программных продуктах в рамках учебной лаборатории AXELOT LAB является следующее:
- Оба программных продукта для учебных заведений работают «в облаке», что не требует нагрузки на серверные мощности и позволяет существенно повысить управляемость контроля за работоспособностью систем и качеством их функциональной наполненности.
- В системах управления складом, транспортом и перевозками заранее настроены все необходимые данные для выполнения конкретных прикладных кейсов, предполагающих выполнение типовых производственных задач. Это существенно снижает сложность восприятия методического материала и позволяет обучающимся сфокусироваться на приобретении прикладных компетенций. Например, в AXELOT WMS предварительно создана топология склада с уже настроенной конфигурацией стеллажей, а в AXELOT TMS создан, например, список адресов, необходимых для успешного выполнения учебных задач, связанных с процессом обработки заявок на перевозку грузов.
Методический ландшафт учебной лаборатории
Изучение сложных программных продуктов невозможно без грамотно составленного комплекта методических материалов. Мы понимаем важность и необходимость предоставления учебным заведениям такого комплекта, который будет подробен, понятен, но при этом не слишком трудоемок в освоении, поскольку это дополнительная нагрузка на преподавателей.
На сегодняшний день наши методические материалы, передаваемые нами профессорско-преподавательскому составу учебных заведений, имеют следующую структуру:
- Видеоуроки с общим описанием возможностей AXELOT WMS и AXELOT TMS, направленные на формирование общего представления об основных разделах и содержании разделов систем, а также рассказывающие об их основном функциональном назначении.
- Видеоуроки по выполнению каждой прикладной задачи в рамках выполнения кейсов в AXELOT WMS и AXELOT TMS, направленные на отработку навыков решения кейсов и формирование понимания последовательности выполнения операций в общем процессе.
- Практикумы, описывающие поэтапное выполнение кейсов в AXELOT WMS и AXELOT TMS, содержащие задания для самостоятельного решения и вопросы для самопроверки. Практикумы направлены на закрепление компетенций, приобретаемых в процессе выполнения производственных задач.
Без изучения данных методических материалов невозможно освоить компетенции, необходимые для успешного выполнения профессиональных задач на рабочем месте, однако мы стремимся освещать и мировой опыт успешного управления цепями поставок в целом. Так, в каждую учебную лабораторию AXELOT LAB, открытую на базе высших учебных заведений, безвозмездно передается комплект книг из нашей корпоративной библиотеки, которые мы самостоятельно переводим и публикуем. Это, в частности, книги: Йеруна ван ден Берга «Склад как конкурентное преимущество»; Эдварда Фразелли «Мировые стандарты складской логистики», Гвинна Ричардса «Управление современным складом»; Томаса Дж. Голдсби, Дипака Айенгара и Шешенка Рао «Грузоперевозки. Руководство для профессионалов»; Рубена Е. Слоуна, Дж. Пола Дитмана, Джона Т. Менцера «Новые идеи в управлении цепями поставок. 5 шагов, которые ведут к реальному результату»; Элияху Голдрата «Я так и знал! Теория ограничений для розничной торговли»; Маниша Бхуптани, Шахрама Морадпура «RFID: 1 технология – 1000 решений».
В каждую учебную лабораторию AXELOT LAB безвозмездно передается комплект книг из корпоративной библиотеки компании Дополнительным методическим материалом является и атрибут брендирования лаборатории AXELOT LAB – наш корпоративный плакат, размещаемый на каждой учебной площадке. Информация, изложенная на плакатах, активно используется учебными заведениями для расширения кругозора обучающихся в части основных блоков задач, которые выполняют различные программные продукты AXELOT, входящие в экосистему AXELOT SCM.




Оборудование учебной лаборатории
Владение ИТ-компетенциями, связанными с работой в прикладных программных продуктах – это не предел развития профессионального поля будущего специалиста, планирующего начать трудовую деятельность в сфере логистики. Не менее важно уметь работать со специализированным оборудованием, без которого невозможно представить, например, ни один склад.
Учебные лаборатории AXELOT LAB – не просто аудитории с компьютерами, проектором и экраном для демонстрации действий преподавателя студентам, это полноценная имитация жизни складского хозяйства. Погрузившись в нее будущие выпускники смогут понять, каким образом система взаимодействует с физическими объектами, а также получат навыки работы с профессиональным оборудованием, тем самым подготовив себя к решению типовых и самых распространенных задач.
Лаборатории AXELOT LAB оснащаются стеллажом со складскими лотками, терминалом сбора данных и принтером этикеток, что значительно усиливает практическую составляющую образовательного процесса. Например, преподаватель в процессе проведения занятий сможет продемонстрировать студентам, каким образом из AXELOT WMS вывести на печать этикетки для маркировки стеллажа, лотков, различных объектов хранения, а при помощи терминала сбора данных показать, как происходит процесс приемки, размещения, отбора и отгрузки товаров.
Таким образом, оснащение учебных лабораторий AXELOT LAB профессиональным оборудованием способствует формированию у обучающихся профессиональных компетенций, действительно востребованных в отрасли. Кроме того, студенты приобретают необходимый опыт работы уже в процессе обучения, позволяющий им с большей вероятностью получить предложение о работе, по сравнению со студентами, которые изучали общие сведения об основных процессах на складах или, например, в транспортных подразделениях.
Как подтвердить свои навыки?
Как потенциальным работодателям узнать, что умеет студент после завершения обучения в лаборатории AXELOT LAB? Несомненно, студент может рассказать о своих приобретенных компетенциях, но перед этим он должен попасть в поле зрения компании – потенциального работодателя.
Мы как создатели методических материалов, на базе которых профессорско-преподавательский состав учебных заведений проводит занятия, разработали комплект итогового тестирования на знание основ AXELOT WMS и AXELOT TMS. Его успешная сдача обеспечивает обучающихся подтверждающими свидетельствами, которые становятся существенным дополнением к портфолио и значительно повышают конкурентоспособность будущего работника на рынке труда.
Работодатели, использующие для управления своими логистическими процессами программные решения AXELOT, увидев у студентов наше подтверждение компетенций, могут быть уверены, что конкретный соискатель:
- знает основы программного продукта, на который выдан сертификат;
- сможет рассказать о том, чему научился на занятиях в учебной лаборатории AXELOT LAB;
- сможет быстрее приступить к выполнению профессиональных задач;
- потребует меньше кадровых и финансовых затрат на дополнительное обучение;
- имеет представление о том, чем ему предстоит заниматься на своем рабочем месте.
Подводя итоги
В начале статьи были подняты важнейшие вопросы, и ответы на них должны помочь в разрешении проблемной ситуации, связанной с взаимоотношениями между академической и практической средой, где камнем преткновения становится отсутствие опыта работы вчерашних студентов и сложность в поиске подходящих кадров. Учебные лаборатории AXELOT LAB, открывающиеся на базе высших учебных заведений, позволяют решить эту проблему в комфортном режиме для всех участников отношений:
- Студенты, обучаясь в лаборатории AXELOT LAB, получают опыт работы в самых востребованных в РФ системах автоматизации логистики, подкрепляя его важнейшими компетенциями, связанными с работой со специализированным складским оборудованием. Дальнейший выход на рынок труда для вчерашнего студента становится менее болезненным и более уверенным, поскольку он обладает официальным подтверждением навыков от AXELOT и может рассказать о том, что теперь умеет.
- Работодатели, в том числе наши клиенты, могут быть уверены в том, что их складские и транспортные подразделения потенциально обеспечены кадрами, которые могут быстрее приступить к выполнению своих рабочих задач благодаря прикладному фундаменту, заложенному в процессе обучения. Наличие более предметных знаний у выпускников лабораторий AXELOT LAB позволяет сократить кадровые и финансовые издержки, связанные с дополнительным обучением и включением в производственный процесс, до минимального уровня.
- Учебные заведения, на базе которых открыты лаборатории AXELOT LAB, транслируют и академической среде, и реальному сектору свою направленность на практико-ориентированный образовательный процесс, стабильно выпуская более конкурентоспособных будущих специалистов. Наличие учебной лаборатории – это подтверждение того, что образовательный процесс совершенствуется, а профессорско-преподавательский состав стремится дать студентам самые востребованные знания, умения и навыки, которые будут применяться в профессиональной деятельности студентов. Подобный вектор способствует укреплению связей между бизнесом и образованием, открывая возможности для дополнительных образовательных инициатив.