База знаний
Статья

«Человек vs машина» на складе – заменят ли роботы людей? Мнение эксперта

Контекст: Amazon продолжает строить новые роботизированные склады, и очередной из «центров выполнения заказов нового поколения» уже начал работу в Луизиане. Его площадь составляет почти 280 000 кв. м, высота 5 этажей.

Автоматизированный складской комплекс нового типа представляет собой кульминацию всех достижений Amazon в области робототехники. Наряду с автономными мобильными роботами (AMR) Kiva и роботизированными руками Robin, Cardinal и Sparrow компания внедряет Sequoia, которую она называет «современной многоуровневой контейнерной системой инвентаризации, позволяющей безопаснее хранить и быстрее сортировать товары».

Естественно, повышение уровня роботизации вызывает опасение за судьбу сотрудников компании, которые могут остаться без рабочих мест. Однако, сам Amazon опровергает слухи, что их склады будут управляться исключительно роботами. Что касается рабочих мест, то компания подчеркивает, что на замену задачам, которые могут быть роботизированы, приходят новые. Например, ручное управление роботами в ситуациях, когда те работают некорректно.

Кроме того, статистика компании показывает, что роботизация не только ускоряет обработку заказов и снижает стоимость обслуживания клиентов, но и сокращает количество несчастных случаев: в 2023 году количество травм на роботизированных складах Amazon было на 8,5% ниже, чем на неавтоматизированных объектах компании.

Поговорили с генеральным директором AXELOT TECH Тимуром Сетюковым, насколько близко противостояние «человек vs машина» в складской логистике.

-Реально ли в обозримом будущем создание складов, которые будут полностью роботизированы?

Технически это и сегодня уже не просто возможно, но и успешно применяется у наших клиентов. Если склад работает с постоянной номенклатурой товаров стандартных размеров и весов, по предварительно заданным процессам и с управляемой структурой заказов. Вопрос скорей в том, когда комплексная оценка экономической привлекательности роботизации станет более структурированной и будет содержать меньше рисков.

-Возможна ли частичная роботизация и какие именно процессы стоит роботизировать? Какие задачи сложно или невозможно роботизировать?

Логика ответа на этот вопрос в моем понимании заключается в экономике. Любое изменение или нововведение должно быть экономически обоснованным. То есть, на заданном периоде времени выбранная технология или техническое решение должно дать больший экономических эффект, чем прочие альтернативные. Роботизировать можно все процессы, но роботизировать надо те, которые действительно выгодно.

Частичная автоматизация возможна. В каких-то случаях она экономически обоснована. Приведу пример. У нас есть роботизированная тележка, которая сама может следовать по маршруту, ставить палету с грузом на пол и возвращаться в стартовую точку. Но погрузку и выбор маршрута выполняет сотрудник склада. В этом случае, например, вместо пяти сотрудников, перемещающих товар, будет достаточно использовать одного. И, при этом, не нужна MES или WMS, не нужен Wi-Fi и сервер.

Классическое преимущество роботизации в складской логистике – это более высокая плотность хранения, более высокая скорость выполнения операций, устранение ошибок, связанных с человеческим фактором, снижение числа занятых на складе сотрудников. Если один из перечисленных факторов является узким местом склада, то к нему и надо примерять роботизированные технологии.

Легче всего роботизировать стандартизированные процессы. Чем более вариативны операции и разнообразней номенклатура, тем роботизированные решения становятся все более дорогими и начинают проигрывать человеку в экономической эффективности. Но точка принятия решения не статична, все зависит от уровня развития микроэлектроники, оптики, техники, программного обеспечения и стоимости или наличия трудовых ресурсов.

-К каким улучшениям приводит складская роботизация?

В конечном итоге должна приводить к улучшению финансовых показателей работы склада. Дорога к этой цели может быть разной. Через уменьшение капитальных затрат при повышении плотности хранения, через снижение себестоимости складской операции, через сокращение числа ошибок, повреждений техники до создания более комфортных и безопасных условий работы персонала.

-Повлияет ли роботизация складов на потребность в линейном персонале в обозримом будущем?

Пока наш опыт показывает обратную закономерность: отсутствие линейного персонала влияет на повышенное внимание к роботизированным решениям.

-Появляются ли какие-то новые требования к сотрудникам в связи с распространением роботизации?

Я бы немного расширил границы вопроса. Эксплуатация любой техники требует более профессионального и обученного персонала, наличия специального и часто дорого инструмента. Содержание такой службы в штате может оказаться для многих компаний и дорогим, и избыточным.

И здесь встает вопрос об инфраструктуре и культуре сервисной поддержки. Это как раз и является сегодня одним из ограничителей распространения роботизации. Клиенты боятся остаться один на один с роботом в случае возникновения каких-либо проблем. Собственно, это не особенность роботов. Все, о чем я говорю, относится к любому технически сложному оборудованию.

То есть, в большей степени новые требования будут относится не к сотрудникам, а к продавцам роботизированного оборудования. От них будет требоваться сервис с достаточным для клиента балансом оперативности, профессионализма и доступности по цене.

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта
Translate »